информационно-новостной портал
Главная / Статьи / Саморазвитие / Феномен человека /

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН: СТРЕМЛЕНИЕ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА МИРА К БОЖЕСТВЕННОМУ СОВЕРШЕНСТВУ

Среди ученых специалистов, вдохновенных теологов и мудрых философов крайне редко можно встретить универсального мыслителя или хотя бы действительно междисциплинарного творца-исследователя. Прослеживать взаимосвязи и взаимодействия самых различных сфер, областей и доминионов культуры чрезвычайно сложно, однако еще сложнее соединить практически несоединимое, создавать новое как органичный сплав крайне разнородных компонентов. В этом смысле фигура Тейяра де Шардена, пожалуй, уникальна: ему удалось проявить себя одновременно в науке, философии, религии и синтезировать в своей концепции целую серию совершенно, на первый взгляд, несовместимых между собой представлений.

Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден родился 1 мая 1881 года в фермерской семье, живущей в Оверни — горной области центра Франции. (Откуда, кстати, происходил и другой знаменитый ученый и философ Блез Паскаль.) Его мать Берта — убежденная католичка, хотя ее двоюродным дедом и был Вольтер — дала сыну христианское воспитание. Маленький Пьер рано проявил большой интерес к естествознанию и стремление к образованию, получившие понимание и поддержку его отца Эммануэля. Тогда же возникает увлечение Пьера геоло-


4                                                                 Василий Кузнецов

гией и палеонтологией. В одиннадцатилетнем возрасте его отдали в колледж Нотр-Дам-де-Монгре, принадлежащий ордену иезуитов. Как и в других учебных заведениях Общества Иисуса, тут обучали не только теологии, философии, древним и новым языкам, но и естественным наукам; при этом вся жизнь учащихся была жестко регламентирована. По окончании колледжа в 1899 году Пьер становится послушником, а через два года приносит монашеские обеты. Затем он продолжает свое образование в иезуитской семинарии на острове Джерси, где изучает историю и философию.

С 1904 года по 1907 год Тейяр преподает физику и химию в иезуитском колледже в Каире, где впервые сталкивается с восточной культурой, которая произвела на него большое впечатление; затем — преподает и в других учебных заведениях. С 1913 года Тейяр работает в Институте палеонтологии человека при парижском Музее естественной истории под руководством крупного авторитета по антропологии и археологии М. Буля. В самом начале Первой мировой войны он стал санитаром и прошел всю войну, получив в награду Военную медаль и орден Почетного легиона. Опыт новых переживаний существенно обогатил его внутреннюю работу; именно во время войны окончательно формируются основы его мировоззренческой позиции, и Тейяр начинает писать свои первые эссе, создавая свою версию эволюционного учения. После демобилизации он получил еще несколько дипломов в различных областях естественных наук, а в 1920 году успешно защитил в Сорбоне свою докторскую диссертацию и был приглашен на должность профессора кафедры геологии парижского Католического университета.

Уже с начала двадцатых годов, когда лекции Тейяра пользуются все большим успехом, на него пишут все больше доносов руководству ордена с обвинениями в еретических утверждениях. Не считая правильным вступать в полемику по принципиальным вопросам догматики, в 1923 году он предпочел воспользоваться вовремя подвернувшимся предложением и отправиться в палеонтологическую экспедицию по Монголии и Китаю. Вер-


Предисловие                                                                         5

нувшись через два года, Тейяр обнаружил, что доносы сыграли свою роль и ему теперь запрещено читать лекции. Конечно, он мог отказаться от сана и выйти из ордена — тогда у него появилась бы возможность публиковать свои работы и выступать со своими идеями, но Тейяр выбрал послушание и опять уехал в долгую экспедицию по Китаю, где вместе с коллегами открыл кости синантропа в Чжоукоудяне.

Запрет на преподавание вынудил Тейяра заняться исследовательской деятельностью в субсидируемых орденом экспедициях вдали от Франции, но одновременно предоставлял возможности для более подробной разработки оригинальной концепции. В 1926—1927 годах он пишет книгу «Божественная среда», в которой стремится показать неразрывное единство действия и созерцания, научных исследований и религиозных откровений, внутреннюю необходимую связь человеческого и божественного. Однако печатать философские труды ему не разрешили, поэтому Тейяр опять путешествует по Китаю, Индии, Бирме, Яве, по Африке и снова по Китаю. Там, в посольском квартале Пекина, Тейяра настигает война: японские войска в 1937 году оккупируют китайскую столицу. Оставшись в изоляции на долгие годы, он продолжает разрабатывать свое учение и создает главное свое произведение — «Феномен человека». Здесь, претендуя на описательность, в своем любимом поэтическо-романтическом стиле Тейяр рисует величественную картину бытия вселенной, пронизанной Богом, и мировой эволюции, осью и вершиной которой выступает человек. Вернувшись после войны, в 1946 году во Францию с рукописью книги, он вновь пытается получить разрешение на публикации и чтение лекций, но опять безуспешно. И доработанный в последующие годы вариант, с новым эпилогом «Феномен христианства», показался руководству ордена слишком радикальным и опасным. Тейяру не разрешили и занять кафедру в Колледж де Франс, куда его уважительно приглашали. Даже избрание Тейяра в Парижскую академию наук в 1950 году не изменило предубеждения церковных иерархов против его идей. Поэтому он был вынужден принять предложение о работе в США


6                                                                Василий Кузнецов

и руководстве раскопками в Африке. 10 апреля 1955 года Тейяр де Шарден умер в Нью-Йорке от сердечного приступа. Посмертная публикация собрания его сочинений вызвала бурные дискуссии, восторженные отзывы и новые обвинения в неортодоксальности.

Хотя Тейяр не оставил прямых учеников и не создал особой школы, его учение было настолько знаменитым, что породило целое течение мысли, носящее его имя и группирующееся вокруг специального журнала. По мнению о. Александра Меня, труды Тейяра не только учат нас любовному отношению к миру и способствуют построению целостного христианского миросозерцания, но также помогают диалогу христиан с нехристианами. Из всех теологических доктрин именно тейярдизм оказывается — благодаря своему широкому эволюционному подходу — симптоматично перекликающимся с неортодоксальным диаматом: Тейяр был единственным современным западным теологом, чьи работы были опубликованы в СССР. Известность Тейяра распространилась даже в сферу искусства: показательно, что нашумевшая научно-фантастическая эпопея Дэна Симмонса о Гиперионе предполагает действенность и актуальность тейярдизма даже в очень далеком будущем...

Пересказать воззрения Тейяра во всем богатстве его идей невозможно да и незачем; лучше почитать его произведения и подумать самому.

В предлагаемый сборник, кроме важнейших книг Тейяра — «Феномен человека» и «Божественная среда», включен также ряд небольших работ, представляющих различные аспекты творчества этого замечательного человека: священника и ученого, пророка и мыслителя.

Василий Кузнецов

Просмотров: 1007 | Дата добавления: 09.02.2016