В Элисте за 4,5 месяца гестаповцы
совместно с полицией (начальник Курахтонов) расстреляли, по советским оценкам,
более 800 человек, в Яшалтинском улусе (комендант Миллер) - 160, Западном - 79,
Приютненском - 30 комсомольцев. В Троицком улусе 10 сентября
Немецкие и румынские части,
находившиеся с 5 августа по 22 ноября
На захваченной немцами территории оказались 94 из 128 сельских и поселковых советов со 115 к/х из 176, 10 с/х из 13, 14 МТС из 17. В этих хозяйствах, на оккупированной территории осталось значительное количество скота, овец свыше 700 тыс. голов, КРС - свыше 60 тыс. голов. За время кратковременной оккупации, немцы успели вывезти в Германию и употребить на питание солдат около 600 тыс. голов скота республики.
На оккупированной территории у населения находилось: КРС - 41400 голов (54% от всей численности), овец - 34000 (49,6%), лошадей - 120 (5%), верблюдов - 225 (52%). Только из Кетченеровского улуса, немцы забрали на продовольствие общественного и индивидуального: КРС - 3628 голов, овец - 51766, лошадей - 1300, верблюдов - 152, свиней - 1452, птицы - 7500 шт.; Сарпинского: КРС - 1938 голов, овец - 40377, лошадей - 2000, верблюдов - 135, свиней - 1164; Малодербетовского улуса: коров - 4103, овец - 6686, лошадей - 56, свиней - 778, птицы - 19142 шт.
В ходе контрнаступления советской армии на территории Ремонтненского и Заветнинского районов Ростовской области были обнаружены 55 тыс. голов скота Калмыкии, которых, по всей вероятности, они перегоняли в сторону ж/д станции Зимовники, для отправки в Германию.
В Садовом, где жили в основном русские, дело выглядело так[1]:
"Мне шесть лет было, когда война началась. Конечно, в силу возраста я не могла понять, что это такое, и скромный быт нашего дома вряд ли чем отличался от довоенного: голод – вечный спутник ребятишек того поколения.
Немцы вошли в село Садовое - а жили мы в то время в Калмыкии - летом сорок второго. Помню, мы спрятались в подвал, когда они становились на квартиры. Не автоматов страшились, не гранат, боялись самих фашистов – ведь взрослые говорили, что они с рогами.
В скромной нашей хатенке поселились семеро немецких солдат. Видимо, статус их был невелик, потому что другие немцы жили в больших домах и по два-три человека. По соседству, в доме полицая, расположились важные чины. Они-то в основном и обижали местное население. Расстрелов, правда, не было, но последний кусок хлеба отбирали – это точно.
Нас, детишек, шестеро было, младшая, Рая еще в люльке. Бывало, напечет мама лепешек, мы сидим и слюнки глотаем, тут заявится толстомордый офицер, сграбастает все прямо из печи, мерзко так захохочет и убежит, обжигаясь хлебами.
А однажды у нас отелилась корова, но через три дня ее утащила со двора та же толстая морда, зарезали буренку фашисты и начали пировать. Остался только теленок, но чем же его кормить, коль сами с голода пухнуть начали. Тогда один из наших постояльцев стал маму учить, кому пожаловаться. Только, говорит, меня не выдавайте. Разговаривал он по-русски плохо, но все же можно было кое-что понять. Показывал фотокарточки своих детей, и про Гитлера высказывался не очень хорошо, а когда получал паек, то обязательно давал нам шоколадку и банку консервов – таких вкусностей мы сроду не пробовали. До сих пор помню изможденное лицо этого солдата, не боялась я его совсем и даже спросила однажды: "А где же твои рога?”. Он ничего не понял, а родительница пригрозила мне лозинкой”.
В какой-то степени немцы пытались поддерживать работу местной малой промышленности. Одно из предприятий Элисты, напр., обеспечивало 16-ю мд валенками. Объем производства составлял 50 пар в день.
Что до террора, то современные исследователи оценивают число жертв холокоста в Калмыкии в 445 человек, в том числе 320 человек, эвакуированных из западных районов страны и убитых румынами в Малодербетовском районе.[2] Но террор затронул не только евреев. В Яшалтинском улусе из 130 расстрелянных людей евреев было лишь 14, в Элисте из 747 погибших евреями оказалось 26, а среди остальных преобладали русские и калмыки. В целом за полгода оккупации в маленькой республике было убито до 2000 мирных жителей.