Цена – это мера стоимости товаров.
Ценовая политика предприятия – это установление уровня цен и возможности их измерения в зависимости от целей и задач, решаемых на предприятии.
Классификация цен
1. По сфере обслуживания национальной экономики
а) Оптовые цены на продукцию промышленности – это цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей (кроме населения) оптовыми партиями.
б) Закупочные цены – это цены на сельскохозяйственную продукцию.
в) Цены на продукцию строительства (сметные стоимости).
г) Тариф и транспорт.
д) Цены на потребительские товары.
Все выше названные цены относятся к классу национальных цен. Они должны обеспечивать прибыль национальным производителям. Помимо них выделяются внешнеторговые цены – это цены, по которым осуществляется экспорт и импорт.
2. По степени участия государства в ценообразовании
а) Рыночные цены – это цены, складывающиеся в процессе взаимоотношения субъектов рынка.
Рыночные цены подразделяются на три вида:
- Свободные цены. Складываются из взаимодействия спроса и предложения в условии свободной конкуренции.
- Монопольные цены – это цены, складывающиеся в условиях доминирующего положения какого–либо субъекта.
- Демпинговые цены – это рыночные цены, сознательно заниженные продавцом в сравнении с рыночным уровнем цен.
б) Регулируемые цены – это цены, складывающиеся путём прямого государственного воздействия.
Регулируемые цены подразделяются на два вида:
- Фиксированные цены – это твёрдо установленные величины. Например, тариф на электроэнергию.
Предельные цены – это цены, ограниченные верхним и нижним пределом.