Существует определённый алгоритм руководящего решения:
1. Постановка проблемы.
2. Разработка вариантов решения этой проблемы.
3. Выбор решения.
4. Организация выполнения решения.
Управление – это сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов управления на экономические объекты, осуществляемое с целью достижения результатов и целей.
Основные этапы управления
1. Определение миссии предприятия.
2. Формализованность целей деятельности предприятия в определённый период.
3. Реализация стратегии.
4. Корректировка цели.
Главные действующие лица менеджмента
1. Предприниматель – собственник капитала.
2. Менеджеры – это люди, осуществляющие управление за заработанную плату.
3. Технократы – это специалисты, занимающиеся непосредственно производством.
Между ними происходит непрерывная координация.
Хозяйственная деятельность связана с решением вопросов:
- Что производить?
- Как производить?
- Кому продавать?
- Как организовать рабочий процесс?
- Как распределить результаты труда?
- Как оценить результаты работы?
Заинтересованные лица на предприятии и вне:
1. Конечные потребители продукции.
2. Наёмные работники.
3. Собственники капитала.
4. Общество в целом.
Модели управленческого поведения
1. Модель максимизации прибыли.
2. Модель максимизации продаж.
3. Модель максимизации роста потенциала.
4. Модель управленческого поведения управляющих и владельцев предприятия.
5. Модель максимизации добавленной стоимости.
Цели моделей управленческого поведения
1. Модель максимизации прибыли.
Цель – Максимизация стоимости предприятия.
2. Модель максимизации продаж.
Цель – Повышение репутации и сохранение позиций на рынке.
3. Модель максимизации роста потенциала.
Цель – Потенциальное увеличение прибыли–мерило успеха предприятия.
4. Модель управленческого поведения управляющих и владельцев предприятия.
а) Модель управленческой выгоды. Базируется на предположении о несоответствии интересов владельцев и работников. Интерес владельца – увеличение прибыли (дивидендов). Интерес управляющего – рост з/п (то есть, издержек и как следствие – снижение прибыли).
б) Модель управленческого благоразумия. При достижении определённого материального статуса, управляющий предпочитает нематериальные выгоды и его интересы не идут в разрез с интересами владельца. Ему важен статус предприятия (прибыль, доля рынка и т. д.), который подтверждает и его личностный статус.
в) Агентская модель. Она предполагает, что управляющий честно служит хозяевам и проводит политику, которая представляет их в лучшем свете.
5. Модель максимизации добавленной стоимости.
Цель – Заинтересовать работников в достижении наилучших результатах. Наиболее прогрессивная модель. В соответствии с формулой (1.1) добавленная стоимость состоит из заработной платы (интерес менеджера) и прибыли (интерес владельца), то есть, если целью предприятия является максимизация добавленной стоимости, то управление и труд становятся партнёрами.
Выводы:
· экономика предприятия изучает рациональное поведение хозяйствующих субъектов, осуществляющих производственную деятельность;
· основа деятельности предприятия – производственный процесс. Фирма для достижения своих целей, главная из которых – получение прибыли, комбинирует факторы производства и в процессе производственной деятельности изготавливает новую продукцию;
· путем реализации продукции фирма удовлетворяет интересы всех заинтересованных лиц: наемных работников – заработной платой, кредиторов – процентами на заемный капитал, поставщиков материальных ресурсов – платой за них и собственников капитала – прибылью;
· хозяйственная деятельность предприятия должна соответствовать принципам экономичности, рентабельности и финансовой устойчивости;
· модель управленческого поведения предприятия призвана разрешать конфликты управленческих субъектов.