На предприятии необходимо создавать такие условия, чтобы работники воспринимали свой труд как осознанную деятельность, являющуюся источником самосовершенствования, основой их профессионального и служебного роста.
Мотивация труда – это одна из важнейших функций менеджмента, представляющая собой стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение своих потребностей.
Главные рычаги мотивации - стимулы (например, заработная плата) и мотивы (внутренние установки человека).
Отношение к труду определяется системой ценностей человека, условиями труда, созданными на предприятии и применяемыми стимулами.
Методы мотивации можно классифицировать на:
1) экономические (прямые) - повременная и сдельная оплата труда; премии за качественные и количественные показатели труда; участие в доходах предприятия; оплата обучения и др.;
2) экономические (непрямые) - предоставление льгот в оплате жилья, транспортного обслуживания, питания на предприятии;
3) неденежные - повышение привлекательности труда, продвижение по службе, участие в принятии решений на более высоком уровне, повышение квалификации, гибкие рабочие графики выхода на работу и др.
Физиологические потребности – это потребности в пище, одежде, жилище.
Безопасность – это потребность в защите и порядке.
Социальные потребности – это потребности человека входить в какую–либо группу и поддерживать отношения внутри этой группы.
Потребность в самоуважении – это потребность в уважении со стороны других людей и, следовательно, в самоуважении.
Потребность в самовыражении – это потребность в полном развитии своего творческого потенциала (она никогда не может быть удовлетворена).
Каждый уровень потребностей возникает только при полном удовлетворении потребностей более низкого порядка.