Внутренняя гос. Политика России в конце 20в. (1991-2002)
Появление РФ как независимого государства
Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации (в то время — Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) была принята Верховным Советом ещё 12 июня 1990 года, однако Советский Союз как единое государство продолжал существовать. // Летом 1991 года в результате первых в истории свободных выборов главы государства президентом РСФСР стал Б.Н. Ельцин. // Переговоры с другими республиками СССР и т.н. «союзным центром» (во главе с М.С. Горбачёвым) об обновлении СССР в виде Союза Суверенных Государств (ССГ) как мягкой федерации были прерваны августовским путчем. После его провала «союзный центр» стал стремительно терять власть, почти все союзные республики одна за другой объявили о независимости, и 8 декабря 1991 президенты России, Украины и Белоруссии объявили о роспуске СССР и о невозможности образования даже конфедеративного ССГ. 25 декабря 1991 Верховный Совет объявил о независимости страны под современным названием Россия и Российская Федерация (РФ).
Статус собственно Российской Федерации как обновлённой федерации был оформлен Федеративным договором, который заключён 31 марта 1992 центральной властью и почти всеми субъектами (кроме Татарстана и Чечни) и включен 10 апреля 1992 в Конституцию России.
2 апреля 1997 Россия и Белоруссия вступили в Союз (c 8 декабря 1999 - Союзное Государство России и Белоруссии), поэтапно преобразующийся из конфедеративного союза в будущую мягкую федерацию по типу СССР.
2 января 1992 года с либерализации цен начинается радикальная экономическая реформа. Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но при гиперинфляции уровень жизни резко упал. Особенно тяжело пришлось старикам.
В результате распада СССР произошло разрушение многих существовавших производственных цепочек, что стало серьезным ударом по экономике России. На территории новых независимых государств оказалось большинство незамерзающих портов, значительная часть морского торгового флота, крупные участки бывших союзных трубопроводов, значительное число высокотехнологичных предприятий (в том числе АЭС), построенных за счет союзного центра. Экономика погрузилась в глубокую депрессию, завершением которой стал кризис 1998 года. В стране начался резкий рост бедности и социального неравенства. По оценкам Всемирного Банка, лишь 1,5% населения России жили в бедности в 1988 году, однако уже в середине 1993 в бедности жили от 39% до 49% населения.
Система здравоохранения также пришла в упадок. С 1992 года в стране наблюдается естественная убыль населения
В процессе приватизации середины 90-х произошло сильное расслоение общества. Так, различия в доходах 20% самых богатых и 20% самых бедных россиян изменились с 3,3 раз в 1980-е до 8,1-8,5 в 1995-2004, а коэффициент фондов в 2004 достиг 14,8. Передача крупных государственных предприятий в частные руки было зачастую обусловлено не экономическими, а политическими соображениями реформаторов и осуществлялось по сильно заниженным ценам. Сто сорок пять тысяч государственных предприятий было передано новым владельцем по общей стоимости всего в один миллиард долларов. В то же время, ряд исследований (в т.ч. проведённые Высшей школой экономики) показали рост эффективности приватизированных предприятий по сравнению с государственными.
Президентские выборы 1996 года
В 1996 году президентские выборы выиграл Борис Николаевич Ельцин. Он остался на второй срок президенства.
Дефолт 1998 года
31 декабря 1999 Б. Н. Ельцин объявляет о досрочном уходе в отставку и назначении на пост исполняющего обязанности президента премьер-министра В. В. Путина. Путин выигрывает прошедшие в марте 2000 года выборы и становится вторым президентом России. В это время в экономике РФ отмечается стабильный профицит бюджета, рост ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения, а также снижение инфляции. Увеличение иностранных инвестиций с 11 млрд долларов в 2000 до 53 млрд долларов в 2005 и рост мировых цен на товары российского экспорта значительно способствовали улучшению состояния российской экономики.
Деньги, полученные за счет высоких цен на энергоносители правительство использует для выплаты внешнего долга и создания стабилизационного фонда. Со стороны различных общественных сил звучит критика данной политики и предложения инвестировать деньги стабфонда в те или иные отрасли экономики. Одновременно, снижается удельный объем социальных расходов в структуре государственного бюджета. До критически опасного для экономики страны уровня увеличивается доля расходов на оборону и безопасность.
В сентябре 2005 в России запускаются так называемые «Национальные проекты» для разрешения наиболее злободневных социальных проблем: здравоохранение, образование, жилищная политика и сельское хозяйство. В 2006 на эти программы выделяется 161 млрд рублей, в 2007 — 206 млрд.