информационно-новостной портал
Главная / Статьи / История / Разное /

Tухоль - лагерь смерти

Польский профессор З. Карпус в предисловии к сборнику "Красноармейцы в польском плену в 1919-1922 гг." утвер­ждает, что "вопрос, который вызывает наибольшие разно­гласия и сегодня, касается количества умерших большеви­стских пленных в лагере в Тухоли. Во многих публикациях утверждается, что в этом лагере умерло 22 тыс. красно­армейцев и поэтому этот лагерь везде называется "лаге­рем смерти. Подавая эту "сенсацию", авторы публикаций не задумываются над тем, возможно ли, чтобы так мно­го российских военнопленных умерло за столь краткий срок пребывания в Тухоли...

Основываясь на сохранившихся источниках, можно с уверенностью утверждать, что в Тухоли за год умерло, в (299) подавляющем большинстве от заразных болезней, 1950 боль­шевистских военнопленных" (Красноармейцы. С. 26-27).

Поговорим прежде всего о точности проф. З. Карпуса. По его утверждению, в лагере пленных № 7 в Тухоли "больше­вистские военнопленные содержались только с конца авгу­ста 1920 г. до середины октября 1921 г. " (Красноармейцы. С. 27). Правдивость этого утверждения оспаривается тем фак­том, что упоминаемый нами военврач РККА Л. Гиндин бежал из Тухольского лагеря в начале декабря 1921 г.

В книге Н. Райского "Польско-советская война..." от­мечается, что "к 10 января 1922 г. в польском лагере Тухоль еще оставались российские военнопленные" (Райский. С. 35). Можно подумать, что речь идет о белогвардейцах, тем более что, по данным уполномоченного Центрэвака Е. Аболтина, в мае 1922 г. в лагере Тухоли содержалось около 4000 русских (белых) пленных (сводная казачья дивизия, дивизия Смерти и 3-я русская армия Перемыкина) (Красноармейцы. С. 702).

Однако в книге Н. Райского далее по тексту говорится, что "к апрелю 1922 г. уже ни одного военнопленного крас­ноармейца в польских лагерях не было". Это позволяет ут­верждать, что пленные красноармейцы находились в лагере Тухоли до апреля 1922 г. В итоге срок пребывания красноар­мейцев в Тухоли возрастает с 14 месяцев, на которых настаи­вает проф. З. Карпус, до 20 месяцев.

Весьма избирательно обращение проф. З. Карпуса к поль­ской лагерной статистике. Так, профессор в предисловии к сборнику "Красноармейцы в польском плену..." утвержда­ет, что "максимально в марте 1921 г. в Тухоли находилось более 11 тысяч российских военнопленных" (Красноармейцы. С. 27).

О том, что профессор З. Карпус оперирует явно неточны­ми данными, свидетельствует статистика лагерного госпиталя, которая приводилась в докладе председателя РУД Е. Аболтина: "... РУД имела возможность получить официальную справ­ку заболеваемости и смертности в лагере Тухоли с февраля 1921 г. по 15 мая 1921 г. Из врачебной комиссии ведомости видно, что в лагерном госпитале при общем количестве во­еннопленных около 15 000..." (Красноармейцы. С. 703).

Все это свидетельствует о том, что из 15 тыс. военно­пленных, которые содержались весной 1921 г. в лагере Тухоли, 4 тысячи за исключением врачебной ведомости, нигде не фигурировали. Как они питались и куда испарились, неясно. Проф. З. Карпуса этот вопрос также не заинтересовал. Можно ли после этого официальную польскую статистику о смерт­ности в лагерях для военнопленных считать надежной?

О том, что в Тухоли бывали периоды, когда там содержа­лось значительно больше 11 тыс. пленных красноармейцев, со­общает и Ст. Семполовская. В своем отчете она пишет, что в конце 1920 г. в Тухоли содержалось около 15 тыс. пленных, "граждан России и Советской Украины" (Красноармейцы. С. 580).

Что касается утверждения проф. З. Карпуса, возможно ли, "чтобы так много российских военнопленных умерло за столь краткий срок пребывания в Тухоли", то достаточ­но сослаться на Стефанию Семполовскую, которая так харак­теризовала уровень смертности среди пленных лагеря Тухоли: "Смертность в лагере столь велика, что согласно подсче­там, сделанным мною с одним из офицеров, при той смерт­ности, которая была в октябре (1920 г.), весь лагерь вымер бы за 4-5 месяцев" (Красноармейцы. С. 586).

Несложные арифметические подсчеты показывают, что осенью 1920 г. месячная смертность в Тухольском лагере со­ставляла 20-25% от среднесписочного состава. если учесть, что на 1 октября 1920 г. в лагере находился 7981 пленный (Красноармейцы. С. 327), то месячная смертность долж­на была составлять от 1600 до 2000 человек, т.е. от 50 до 66 чел. в сутки.

В уже упоминаемом письме А. Иоффе Я. Домбовскому от 9 января 1921 г. констатируется, что "положение русских во­еннопленных в Польше настолько бедственно, что по про­изведенным подсчетам, если принять за норму смертность (301) среди пленных в лагере Тухоли за октябрь месяц минувше­го года, в течение полугода должны вымереть все русские военнопленные в Польше. Эти цифры подтверждены поль­скими военными врачами" (Красноармейцы. С. 467).

О том, что утверждение Ст. Семполовской обоснован­но, свидетельствуют вышеприведенные примеры о смертно­сти в польских лагерях, которые считались более "благопо­лучными", нежели Тухоль. Напомним, что в лагерях Брест-Литовска, где содержалось значительно меньше пленных, нежели в Тухоли, бывали дни, когда умирало 180 человек. То есть за месяц могло умереть до 5 тыс. человек. Следует так­же не забывать, что, по утверждению И. Вильсона в лагере Тухоли "состояние лазарета еще хуже, чем в Стшалкове" (Красноармейцы. С. 344). Напомним, что зимой 1920 г. суточ­ная смертность в Стшалкове не опускалась ниже 70 чел.

Однако проф. З. Карпус упорно утверждает, что лагере Тухоли "больше всего пленных - более 560 чел. - умерло в январе 1921 г. " (Красноармейцы. С. 27).

О том, что данные, которыми оперирует З. Карпус, просто ложные, свидетельствует уже упомянутая ведомость врачебной комиссии лагерного госпиталя (Тухоли) с февраля по 15 мая 1921 г., из которой видно, "что в лагерном госпитале при об­щем количестве военнопленных около 15 000 было за то же время 23 875 заболеваний, в числе которых эпидемических заболеваний было 6491, а именно сыпной тиф - 1706 чел., возвратный - 2654, брюшной - 124, паратиф - 13, холе­ра - 210, дезинтерия - 617, другие эпидемические заболе­вания - 157. Туберкулезом страдали четыреста пятьдесят семь (457), смертных случаев в лагере Тухоли за то же время было 2561" (Красноармейцы. С. 704-705).

По утверждению проф. З. Карпуса, в Тухоли за год умерло 1950 "большевистских военнопленных". В то же время только согласно статистики тухольского госпиталя только за 3,5 меся­ца в лагере умерло 2561 пленных. Внимательный читатель ска­жет, но это общая смертность, а З. Карпус говорит о смертно­сти "большевистских военнопленных". Учитывая, что весной 1921 г. "большевистские военнопленные" составляли 97,5%  всех пленных в лагере, можно считать, что смертность среди красноармейцев за февраль-май 1921 г. составила примерно 2500 человек. Интернированные балаховцы и перемыкинцы в количестве 3431 чел. появились в тухольском лагере только в начале осени 1921 г. (Красноармейцы. С. 673).

В итоге получается, что в Тухоли за три с половиной меся­ца 1921 г. "большевистских военнопленных" умерло на 550 че­ловек больше того количества, что профессор З. Карпус согла­шается признать умершими за год. Эта ситуация как нельзя лучше характеризует подход польских историков к установ­лению реального количества красноармейцев, погибших в польском плену.

Ну, а теперь перейдем к фактам, которые характеризу­ют действительное положение пленных красноармейцев в Тухольском лагере.

Красноармеец В. В. Валуев рассказывал, в конце авгу­сте 1920 он с другими пленными: "были отправлены в ла­герь Тухоли. Там лежали раненые, не перевязанные по це­лым неделям, на их ранах завелись черви. Многие из ране­ных умирали, каждый день хоронили по 30-35 чел. Раненые лежали в холодных бараках без пищи и медикаментов" (Красноармейцы. С. 426,).

А в морозном ноябре 1920 г. Тухольский госпиталь напо­минал конвейер смерти: "Больничные здания представляют собой громадные бараки, в большинстве случаев железные, вроде ангаров. Все здания ветхие и испорченные, в стенах дыры, через которые можно просунуть руку... Холод обыкно­венно ужасный. Говорят во время ночных морозов стены по­крываются льдом. Больные лежат на ужасных кроватях... Все на грязных матрасах без постельного белья, только 1/4 имеет кое-какие одеяла, покрыты все грязными тряпками или одеялом из бумаги" (Красноармейцы. С. 376).

Сама Ст. Семполовская о ноябрьской (1920 г.) инспекции в Тухоль пишет так: "Больные лежат на ужасных койках" без постельного белья, лишь у четвертой части есть одея­ла. Раненые жалуются на ужасный холод, который не толь­ко мешает заживлению ран, но по словам врачей, усилива- (303) ет боль при заживлении. Санитарный персонал жалуется на полное отсутствие перевязочных средств, ваты и бин­тов. Я видела бинты, сохнущие в лесу. В лагере широко рас­пространен сыпной тиф и дизентерия, которая проник­ла к пленным, работающим в округе. Количество больных в лагере столь велико, что один из бараков в отделении коммунистов превращен в лазарет. 16 ноября там лежало более семидесяти больных. Значительная часть на земле" (Красноармейцы. С. 585-586).

10 декабря 1920 г. лагерь в Тухоли посетила представи­тель Польского общества Красного Креста Наталья Крейц-Вележиньская, которая писала: "Всего сейчас в Тухоли 5373 плен­ных. лагерь в Тухоли - это т.н. землянки, в которые входят по ступенькам, идущим вниз. По обе стороны рас­положены нары, на которых пленные спят. Отсутствуют сенники, солома, одеяла. Нет тепла из-за нерегулярной по­ставки топлива... нехватка белья, одежды во всех отде­лениях" (Красноармейцы. С. 437, 438)

Известно, что самыми страшными для пленных были зим­ние месяцы 1920/21 гг. Как уже отмечалось, 9 декабря 1920 г. в Тухоли после "бани" умерло сразу 45 человек. Других дан­ных о страшной зиме 1920/21 г. в Тухоли не существует. Как уже говорилось, члены подпольного комитета РКП(б) лаге­ря в Стшалкове утверждали, что в зимний период 1920/21 г. в Тухоли, как и в Стшалкове, "умирало до 300 чел. в день" (Красноармейцы. С. 532).

Попытаемся, основываясь только на документах сборни­ка "Красноармейцы в польском плену...", приблизительно определить численность умерших пленных красноармейцев в лагере Тухоли. Ориентировочно можно говорить только о периоде в 5,5 месяцев, относительно которых существуют документы или свидетельства, прямо или косвенно говоря­щие о смертности. Октябрь 1920 г., когда, по утверждению Ст. Семполовской, лагерь мог вымереть за 4-5 месяцев - смертность в пределах 1600 чел. Январь 1921 г., когда, по данным проф. 3. Карпуса, умерло 560 чел. (согласимся с этой (304) цифрой), и февраль - 15 мая 1921 г., когда в госпитале умер­ли 2500 чел. Получается, что в Тухоли только за 5,5 месяца умерло 4660 красноармейцев.

На самом же деле, речь должна идти о значительно большем количестве пленных красноармейцев, погибших в Тухольском лагере от разных причин, на чем обоснованно настаивает ряд российских исследователей. Серьезным аргу­ментом в пользу этих суждений является свидетельство руко­водителя польской военной разведки (II отдела Генерального штаба Верховного командования ВП) подполковника Игнацы Матушевского (Ignacy Matuszewski).

Просмотров: 1370 | Дата добавления: 09.02.2016