В течение смены часто вожатый с отрядом оказывается в ситуации вынужденного
ожидания: перед столовой, перед началом мероприятия или экскурсии и др. В таких
случаях необходимо занять отряд веселой и полезной игрой, при этом сгруппировав
весь отряд, чтобы никто из детей не потерялся, все оставались на виду у
вожатого. Особенно это важно в первые дни приезда детей в лагерь или в то
время, когда отряд находится за территорией лагеря. В этом могут помочь игры, в
течение которых никому не нужно удаляться из круга.
Иван да Марья. Дети встают в круг, взявшись за руки. В середине круга девочка и
мальчик. У обоих завязаны глаза. Иван должен поймать Марью, для этого он все
время спрашивает: <Марья, ты где?>. Марья должна отвечать: <Я здесь,
Иван>, стремясь при этом как можно быстрее сменить место. После того как
Иван поймает Марью, Иван выбирает из детей, стоящих в круге, новую Марью, а
Марья - Ивана.
Почта. Дети встают в круг, взявшись за руки. Галящий - в середине круга. По
выбору ведущего, кто-то из детей произносит фразу: <Я передаю письмо : (и
называет имя одного из детей, стоящих в круге)>. После чего одной рукой
пожимает руку соседу, по цепочке дети незаметно передают рукопожатие. Как
только пожмут руку игроку, которому передавалось письмо, он должен сказать:
<Письмо получил>. Только после этого он получает право передать письмо.
Галящий должен заметить момент передачи рукопожатия и указать: <Здесь>.
Если он прав, то передававший рукопожатие ребенок становится галящим, а
галивший занимает его место и получает право передать письмо. Игра
продолжается.
Мигалки. Дети встают в два круга: внутренний и внешний, лицом в центр круга,
образуя пары (один из внутреннего круга стоит спиной к напарнику, смотрит на
галящего; другой из внешнего круга стоит за ним на расстоянии в полшага,
смотрит ему на пятки, руки держит за спиной). Галящий стоит в общем кругу без
пары, он подмигивает кому-либо из внутреннего круга. Увидев, что ему
подмигнули, игрок внутреннего круга старается убежать. Если напарник успевает
его удержать, галящий подмигивает другому игроку, а если нет, то убежавший
встает за спину галящего, а упустивший напарника игрок становится галящим.
Посикота Дети встают в круг, взявшись за руки, идут по часовой стрелке и поют
первые две строчки любой популярной песни. Ведущий с платочком в руках стоит в
центре круга. Как только песня закончится, ведущий задевает платком, таким
образом разбивая круг в любом месте, и стоит, держа платок на вытянутой руке.
Двое игроков, рядом с которыми разбили круг, бегут в разные стороны вдоль круга
с внешней стороны. Когда они встречаются, то должны остановиться, поклониться
друг другу, произнести слова: <Посикота, посикота>,- и скорее бежать на
свое место, каждый старается первым взять из рук ведущего платок. Победивший
становится галящим.
Себе-соседу. Дети встают в круг. Левую руку держат вытянутой вперед вверх
ладошкой, правую вниз ладошкой щепоткой. На слова <себе>, дети правой
рукой как будто что-то вкладывают в свою левую руку. На слова <соседу>, -
правой рукой делают движение, как будто вкладывая что-то в левую руку соседа,
стоящего с правой стороны. Все одновременно произносят: <Себе-соседу> и
выполняют движения. По кругу передается небольшой предмет (монетка или др).
Ведущий в центре круга должен заметить, у кого монетка, тогда он и игрок, у
которого найдена монетка, меняются местами.
Фыфки-пыфки. Дети встают в два круга (внутренний - <Пыфки> и внешний -
<Фыфки>) лицом в центр круга, образуя пары (игроки внутреннего круга
стоят спиной к напарникам). Желательно, чтобы один круг составляли девочки, а
другой - мальчики. Обязательно, чтобы фыфек и пыфек было одинаковое количество.
По команде ведущего: <Пыфки>,- игроки внутреннего круга должны поменяться
местами, заняв место у свободного игрока внешнего круга (<Фыфки>), при
этом не занимая мест своих ближайших соседей. По команде: <Фыфки>,
-местами меняются игроки внешнего круга. Ведущий стремится первым занять
свободное место, оставшийся без пары игрок становится ведущим.
Сантики-фантики. Дети встают в круг. Ведущий закрывает глаза. Дети выбирают
заводилу, который показывает движение. Все произносят слова: <Сантики-
фантики лимпопо>, - и повторяют показанное движение. Ведущий открывает
глаза, находясь в центре круга, наблюдает за игроками. Заводила постепенно
меняет движения, и все за ним повторяют. Задача ведущего распознать, кто
заводила. Если ему это удается, он становится игроком, а заводила - ведущим.
Дети выбирают нового заводилу.
О-ей-ей-ей. Играющие встают в круг и рассчитываются по порядку номеров. Ведущий
стоит в центре круга. Он называет любые два номера. Игроки, которым достались
эти номера, должны ударить по коленкам со словами <о-ей-ей-ей> и быстро
поменяться местами. Ведущий стремится занять место одного из игроков. Если ему это
удалось, то оставшийся без места игрок становится ведущим.