Итак, почему же 90-е годы в комиксах считаются периодом трэша и угара даже в большей степени, чем Серебряный Век? Ну, для начала, комиксы начали резво отказываться от принятого в 50-е годы Кодекса. Начали появляться нарочито сексуализированные женские и нарочито брутальные мужские персонажи. Типичный пример брутального персонажа 90-х - Лобо. Персонаж, высмеивающий все стереотипы о брутальности.
В комиксах начали доводить любой сюжет до крайности. Многие комиксы 90-х пошли под девизом extreme - и чем эКСтримнее, тем круче. Обложки вроде той, что выше, не были редкостью - напротив, это было нормальным явлением. У кого-то в комиксах необычная причёска? Доведём до крайности! Оружие? До крайности! Мускулы? До крайности! Конкретно эта картинка взята из сюжета, когда Росомаха, после исчезновения адамантия из его тела, начал спешно мутировать и деградировать, превращаясь в очень брутальное и очень зверьковатое существо.
В комиксах DC фантазия писателей расцвела бурным цветом, явив миру Elseworlds - рассказы о параллельных вселенных. В одной Бэтмэн - пират, в другой Супермэн - Зелёный Фонарь, в третьей миром правит религия, в четвёртой только-только началась индустриальная революция. Марвел уже давно проворачивала нечто подобное с "What If..." - но если Марвел поначалу отталкивалась от конкретных деталей (что, если погибла бы тётя Мэй, а не дядя Бен?), то в DC меняли вообще весь сеттинг.
Начали набирать популярность другие комикс-компании, с оригинальными комиксами - или своими версиями известных героев. Одним из символов 90-х являются комиксы Wild C.A.T.S от компании Wildstorm. И таким образом речь плавно подходит к безумному гению, преступному титану среди создателей комиксов - Робу Лайфилду.
В лихие 90-е Роб Лайфельд был законодателем супергеройской моды в комиксах. Одним из веяний такой моды были суровые герои, обвешанные пушками или мечами по самое не могу, и обязательно с одним (1) сверкающим глазом. Лучшие примеры - Кейбл (Cable) и Шаттерстар (Shatterstar). Плюс горы мышц и кармашков в самых неожиданных местах. Об альтернативной анатомии, кривых прямых и прочих чудесах неевклидовой геометрии можно и не говорить. Лайфельд славится этим так же, как Джек Кирби славится своей инопланетной техникой.
Кармашки были везде, ими обросли практически все супергерои и суперзлодеи, на которых наложил руки Лайфельд - и многие, которых он обошёл. Возможно, художники просто поняли, что героям в их трико негде хранить батончики для перекуса, мелочь, презервативы и зажигалки. Кармашки цеплялись на ноги, на наплечники, на руки, да куда угодно. Если их количество сигнализировало об уровне эпичности героев, то Анатолий Вассерман со своей жилеткой, попав в комиксы, просто одним махом убил бы и Марвел, и DC.
Те, кто по каким-то причинам не могли себе позволить много кармашков, обзаводились бронёй. Бустеру Голду склепал броню Синий Жук после того, как Бустеру надрали задницу. Капитан Америка облачился в подаренную Старком броню, позволявшую ещё и летать, так как его сыворотка супер-солдата перестала работать и он был практически парализован, а Сорвиголова напялил броню просто так.
И ещё пошла мода на кожаные куртки. Алгоритм простой - не знаешь, как улучшить костюм супергероя? Не мучайся и накинь поверх куртку. Этим страдали в основном персонажи Марвел - Чёрный Рыцарь, Шельма, Кристал. Однако и в DC без этого не обошлось. Тот же Супербой, например. Но что я всё о моде да о моде, ведь и сюжеты тоже пошли вкривь и вкось. До угара Серебряного Века не дошло, но всё же...
Марвел опозорились, заменив Железного Человека его юной версией. Тони Старка взял под контроль злодей. Тони убил нескольких персонажей, после чего для сражения с ним выдернули Тони из прошлого - в возрасте около 14-16 лет. Потом Старк-Старший понял, каким говнюком он стал, и пожертвовал собой, а Тони-юнец остался. Вместо эксцентричного, обаятельного и харизматичного персонажа читатели получили простого "умного подростка". И не оценили. А в DC случился Бэт-Переворот. Бэйн сломал Брюсу Уэйну спину, и тот отправился лечиться. А новым Бэтмэном стал Азраил. Бэтмэн оброс металлическими когтями, ракетницами, свистелками и перделками. А Супермэн стал аж двумя электрическими Супермэнами.
Но главное - комиксы начали активно экранизироваться. Появились анимационные вселенные DC (Бэтмэн, Супермэн, Лига Справедливости, Статик, Бэтмэн Будущего и вышедший уже в 2010-е годы мультсериал про Зелёного Фонаря) и Марвел (Человек-Паук, Фантастическая Четвёрка, Люди-Икс, Халк). А из них в комиксы попёрли персонажи, неканоничные, но прижившиеся и ставшие "родными". Мерси Грейвс, Харли Квин, Рене Монтойя - и другие. Кстати, челлендж для моих подписчиков: Сможете назвать всех персонажей на картинке, плюс в двух словах написать, кто они? Более крупный вариант картинки в комментариях.