|
АБХЬЯСА |
— |
йогическая практика. |
|
АВАТАР |
— |
воплощение Божественного Существа. |
|
АДЖНА |
— |
межбровная Чакра (см.). |
|
АДХАР |
— |
букв. "сосуд"; то, в чем содержится сознание, система "оболочек" или "тел" (физического, витального, ментального и т.д.), составляющих полное существо человека. |
|
АМРИТА |
— |
эликсир бессмертия, напиток богов. |
|
АНАНДА |
— |
чистое, не обусловленное блаженство, духовная радость. |
|
АНАНТА |
— |
бесконечный. |
|
АНАХАТА |
— |
сердечная Чакра (см.). |
|
АНУБХАВА |
— |
непосредственное переживание, чувственное восприятие. |
|
АНУМАНТА |
— |
тот, кто дает согласие. |
|
АПАНА |
— |
см. Прана. |
|
АСУРЫ |
— |
существа ментального мира, родственные богам, Сурам или Девам; Асуры обладают большой, но губительной силой, направленной на эгоистические цели. |
|
АТМАДЖНЯНА |
— |
самопознание, познание своего истинного Я, Атмана (см.). |
|
АТМАН |
— |
Я, истинная "самость" всего сущего. |
|
АШРАМ |
— |
духовная община; жилая территория, на которой наставник поселяет тех, кто пришел к нему в обучение. |
|
БРАХМАН |
— |
Абсолют; субстанциальная основа и источник всего сущего. |
|
БРАХМАЧАРЬЯ |
— |
половое воздержание в духовных целях. |
|
БУДДХИ |
— |
здесь: рассудок (низший Буддхи) и разум (высший Буддхи). |
|
БХАКТИ |
— |
любовь к Богу и преданное Ему служение. |
|
БХАРТА |
— |
тот, кто оказывает поддержку. |
|
БХОГА |
— |
наслаждение. |
|
БХОКТА |
— |
тот, кто наслаждается. |
|
ВАЙРАГЬЯ |
— |
непривязанность, независимость от объектов желаний. |
|
ВАЙШНАВЫ |
— |
почитатели Вишну, вишнуиты. |
|
ВИБХУТИ |
— |
воплощение одной из сил Божественного Существа. |
|
ВИЧАРА |
— |
рефлексия, осознание психических явлений и процессов. |
|
ГУНЫ |
— |
три основные качества Пракрити (см.), определяющие свойства вещей: действие, становление, желание, страсть, усилие (Раджас); инерция, бездействие, тьма, разрушение (Тамас); равновесие, сохранение (Саттва). |
|
ГУРУ |
— |
духовный наставник. |
|
ДЖИВАНМУКТА |
— |
букв. "освобожденная душа"; человек, освободившийся при жизни (см. Мукти). |
|
ДЖНЯТА |
— |
тот, кто знает. |
|
ИНДРИИ |
— |
органы чувств. |
|
ИШВАРА |
— |
букв. "господин, хозяин". Божественное Существо которому принадлежит все сущее; Бог как Владыка Природы. |
|
ЙОГА-ШАКТИ |
— |
Сила Йоги, синоним Кундалини (см.). |
|
КАЛИ |
— |
букв. "черная"; Шакти (см.) как всепорождающая и всепожирающая Божественная Мать мира. |
|
КАЛИЮГА |
— |
наша эпоха мирового цикла. |
|
КАРМА |
— |
букв, "действие"; следствия совершенных в прошлом действий, которые становятся причиной следующего воплощения и определяют его характер. |
|
КОШИ |
— |
пять оболочек или тонких тел, составляющих "сосуд" человека (см. Адхара). |
|
КУНДАЛИНИ |
— |
Шакти (см.), скрытая в Муладхаре (см.). |
|
ЛИЛА |
— |
Мир как игра Пуруши и Шакти. |
|
МАДХУРА БХАВА |
— |
букв. "сладкое чувство"; отношения между любящим и Любимым у вайшнавов (см.). |
|
МАЙЯВАДА |
— |
учение об иллюзорности мира. |
|
МАНАС |
— |
здесь: занятый синтезом ощущений воспринимающий ум, как противоположность уму рассуждающему (рассудку). |
|
МАНОМАЙЯ ПУРУША |
— |
Пуруша или "я" ментала, ментальное существо (см.). |
|
МОКША |
— |
синоним Мукти (см.). |
|
МУКТИ |
— |
духовное освобождение. |
|
МУЛАДХАРА |
— |
самая нижняя из всех Чакр (см.), находится у основания позвоночника. |
|
НАДИ |
— |
проводники Праны (см.). |
|
НИДРА |
— |
сон. |
|
НИРВАНА |
— |
здесь: затухание существа человека (не обязательно всего существа, но существа, каким мы его знаем, — ощущения эго, желаний, мысленной деятельности и т.д. |
|
НИРВИКАЛЬПА |
— |
букв. "непоколебимое"; самадхи (см.) в котором нет осознания внутренних или внешних объектов. |
|
НИРГУНА |
— |
не имеющий качеств (см. Гуны). |
|
ОДЖАС |
— |
сущностная энергия, которая лежит в основе любых форм ее существования. |
|
ПАРАБРАХМАН |
— |
Высший Брахман (см.), запредельный всему сущему. |
|
ПРАКАМЬЯ |
— |
способность к безграничному мысленному и чувственному восприятию. |
|
ПРАНА |
— |
жизненная сила вообще; в узком смысле — одна из пяти функций (Апана, Вьяна, Прана, Самана, Удана) жизненной силы, оживляющей тело. |
|
ПУРУША |
— |
букв. "человек"; истинное существо человека, субъект сознания, который наблюдает все движения Пракрити (см.) во внешнем и внутреннем мире, наслаждается ими, знает, допускает и присваивает их. |
|
ПРАКРИТИ |
— |
Природа, творческая энергия, объект созерцания Пуруши (см.). |
|
ПУРУШОТТАМА |
— |
Высший Пуруша (см.), запредельный не только движению, но и покою. |
|
РАСА |
— |
вкус. |
|
РЕТАС |
— |
половая энергия. |
|
САДХАК |
— |
тот, кто вовлечен в Садхану (см.). |
|
САДХАНА |
— |
букв. "способ достижения цели"; система, метод, путь Йоги. |
|
САКШИ |
— |
зрящий, свидетель; тот, кто наблюдает. |
|
САМАДХИ |
— |
йогический транс. |
|
САМАТА |
— |
беспристрастность, равное отношение ко всему. |
|
САМСКАРЫ |
— |
привычки ума. |
|
САНКХЬЯ |
— |
философская и духовно-практическая система, основанная на детальном анализе природы и сознания. |
|
САНЬЯСИН |
— |
бродячий монах, который отрекся от мира. |
|
САТ-ПУРУША |
— |
Истинный Пуруша (см.). |
|
САХАСРАДАЛА, САХАСРАРА |
— |
верхняя Чакра (см.), расположенная над головой. |
|
СВАБХАВА |
— |
здесь: натура человека. |
|
СИДДХИ |
— |
завершение, совершенство; способности, достигаемые на пути Йоги. |
|
СУРЬЯ |
— |
букв. "солнце"; сознание истины. |
|
ТАПАСЬВИ |
— |
аскет-подвижник. |
|
ТАПАСЬЯ |
— |
аскетический подвиг. |
|
ТРИГУНАТИТА |
— |
запредельный трем Гунам (см.). |
|
ЧАКРЫ |
— |
букв. "колеса"; силовые центры тонкого тела. |
|
ЧИТТА |
— |
здесь: сердце, эмоциональное начало (верхний слой Читты) и пассивная память (нижний слой Читты). |
|
ШАКТИ |
— |
творческая сила Ишвары (см.), Божественная Сила. |