Лидерство в м. Концеп. и теор. лид. Соотношение власти и лидерства.
Лидерство – это принимаемое людьми право других людей влиять на них, определять их деятельность (не навязывая власть). Различают:
· формальное лидерство – оно «сопровождает» должность руководителя;
· неформальное лидерство – у ч-ка нет реальной должности, но его приказы, распоряжения и воспринимают др люди.
Теории лидерства. Основными считаются теории лидерских качеств: лидеру присущи хар-ки, кач-ва, кот. выделяют его среди других, делают его привлекательным. В ранних исследованиях к таким качествам относили: ум (интеллектуальные способности); господство или преобладание над другими в чем-либо (понимание каких-то явлений, людей и т.д.); уверенность в себе; активность и энергичность; знание дела (государственное управление).
Позднее в 80-е гг. были выделены 4 гр. лидерских качеств. Лидер – человек, который может: 1) управлять вниманием; 2) управлять знанием (умеет что-то объяснить, указать); 3) управлять доверием, т.е. деятельность лидера должна вызывать доверие; управлять собой.
Данная теория не в полной мере объясняет феномен лидерства, в т.ч. было выявлено, что множество людей, обладающих необходимыми лидерскими качествами, лидерами не являются.
Современные концепции лидерства.1. Концепция атрибутивного лидерства. Здесь устанавливается связь между результатами и возможными причинами этих результатов. Считается, что поведение подчиненных во многом определяется поведением лидера, но с другой стороны поведение лидера определяется поведением подчиненного. В этой связи лидер для формирования правильных действий должен стремиться получить максимум информации о подчиненных и на ее основе выявить реальные причины хорошего или плохого поведения. 2. Концепция харизматического лидерства.Существует два крайних подхода:1. Особенности лидера не влияют на его деятельность и подчиненных, а влияет его деятельность.2. Лидер обладает определенными врожденными божественными качествами, которые и работают за него.Промежуточным является харизматический подход, в котором считается, что лидер может сформировать определенный положительный образ (харизму), который помогает ему в осуществлении его действий.
Теории лидерского поведения.
Лидером явл. ч-к, чье поведение соответствует интересам людей и орг. При упр-ии выделяют несколько теорий, отражающих такое поведение:
1. Теория трех стилей руководства: авторитарный, демократический; либеральный (пассивный). Эти стили необходимо use соответственно ситуации.
2. Континиум лидерского поведения Таннэнбаума-Шмидта
1–лидер принимает реш и доводит их до подчиненных (приказы); 2–принимает реш и убеждает раб-ков в их целесообраз; 3–выдвигает предлож. и предлагает их обсудить; 4–предлагает реш и считает возможным их дополнение/изменение; 5–выдвигает проблемы, просит дать предложения по их реш, и затем принимает реш; 6– делегирует определенные права группе (отдельным работникам); 7–дает возм. гр (отдельным раб-кам) действовать сам-но под определенным контр.
3. «Система четырех» Лайкерта. Рассмотрел 4 возможных варианта лидерского поведения (системы) и показал, что наиболее эффективной является «система 4». Для нее характерно:
·Полная уверенность в работниках и доверие к ним;
·Предполагается активное участие работников в управлении;
·Эффективная система материального и морального вознаграждения.
4. Управленческая сетка Блейка-Муттона.
«Дом отдыха»: рук-тель стремится создать наиболее благоприятные условия для работников. Данный стиль use в эф-ной орг. с отлаженным пр-вом. В неэф-ной орг. такой стиль является популистским (рук-тель пытается завоевать популярность).
«Бедность»: характерен для кризисной орг., не обладающей достаточными ср-вами. За счет экономии ср-в фирма может постепенно выйти из кризиса.
«Принуждение»: все ради интересов пр-ва. Стиль use для выхода из кризиса.
«Команда»: use при наличии в орг. эф-ного, сплоченного, результ-ого коллектива – команды
«Организация» (орг. упр-ие): обеспечивает сбалансированность м\у интересами людей и пр-ва. Стиль достаточно эф-ный, часто use.