Совершенно ясно, что принятое в социальной психологии понимание лидерства как свойственного лишь малой группе было обусловлено не столько теоретическими позициями разных исследователей, сколько идеологическими и политическими заказами и запретами недавнего прошлого, когда недопустимо было даже теоретически предположить, что руководители партии и государства - не лидеры. Главой государства в течение десятилетий оказывались руководители, назначаемые на этот пост и не проходящие сложной процедуры выборов, присущей феномену политического лидерства.
Итак, можно констатировать, что в нашей психологии вопрос о политическом лидерстве, т.е. о лидерстве на уровне больших социальных групп, вообще не поднимался, если не считать робких попыток рассмотреть феномен руководства. В западной же литературе возобладали тенденции прямого, механического перенесения личностных характеристик и механизмов лидерства в малых группах на личность политического, государственного деятеля и на механизмы лидерства в больших системах.
В разрабатывавшейся у нас теории социальной психологии в качестве основы изучения проблемы лидерства был взят деятельностный подход, предложенный А.Н,Леонтьевым, в соответствии с которым главными детерминантами процессами лидерства были цели и задачи группы, определявшие, кто станет лидером и какой стиль лидерства окажется наиболее эффективным.
До некоторой степени этот подход пересекается с американскими ситуативными теориями лидерства. Общее между ними - в том, что оба подхода направлены на выявление связи и зависимости между явлением и институтом лидерства, с одной стороны, и той средой, в которой это
лидерство осуществляется. Разница состоит в том, что ситуативные
теории учитывают черты, характерные для среды лидерства: время,
место, обстоятельства групповых действий, т.е. внешние параметры,
относящиеся и к лидеру, и к возглавляемой им группе в целом.
Деятельностный же подход акцентирует внимание на таких внутренних характеристиках группы, как цели, задачи и состав.
Естественно, в советский период исследования феномена лидерства проводились исключительно с точки зрения деятельностного подхода и в русле проблематики малых групп. Основным акцентом в этих исследованиях было создание методик для выявления лидера в группе, определения его стиля. Однако один из важнейших вопросов, встающих при анализе проблемы, вопрос о происхождении феномена лидерства - конечно, не поднимался.
Между народом, обществом и государством, властью всегда существовало своего рода соглашение думать так. Власть неизменно объяснялсь, оправдывалась, возвышалась во мнении подчиненных и подданных как дарованная свыше, обладающая не только правом управлять, распоряжаться, командовать, но и умением править, знаниями и всеми прочими необходимыми для руководства качествами. Легитимация политики и власти (признание всех лучших качеств) правителей всегда была их главной задачей. В 20 в., когда ответственность власти и требования общества к ней резко возросли, появилась специальная теория политической элиты - лучшей, избранной группы профессионалов, верхушки правящих сил, занимающихся политикой и потому занимающих руководящие посты на разных уровнях управления страной.
Политику трудно проводить, если общество не доверяет власти, а последняя не уверена в своем окружении и во всех тех людях - классах, группах, обществе, которыми она должна руководить. Между обществом и
государством, народом и властью, руководителями и подчиненными отнюдь
не всегда царит гармония. Политические отношения непостоянны.Взаимное
или одностороннее влечение сменяется разочарованием, а нередко и
конфликтами. Когда народ оглядывается в прошлое, то обнаруживает там
весьма немного действительно одаренных политиков, еще меньше выдаю-
щихся руководителей, к каждому из которых могут быть предъявлены те
или другие претензии. Зато в истории великое множество неудачливых
государей и министров, ничем не примечательных руководителей, правление которых отмечено всевозможными просчетами, ошибками, проигранными войнами, упущенными возможностями. Конечно, политика мало отличается от других видов деятельности, но ее просчеты более всего сказываются на судьбах людей и народов. К тому же история богата и именами выдающихся в своем роде политических злодеев, и злодеяниями неординарных лиц.
В России подобных явлений было не больше, чем в других странах, но в целом государственное правление нередко оказывалось весьма слабым местом отечественной политики, а ее достижения доставались,обществу дорогой ценой, будь то расширение пределов государства, развитие страны, установление в ней порядка. Общество медленно и не до конца изживало самые болезненные и архаичные способы управления страной и движениями народа. Не случайно такими заметными в истории Отечества фигурами были самозванцы, атаманы, батьки, столичные и провинциальные всевластные повелители. Стойкими оказались , феодальные формы власти.
На каждом новом этапе политическая жизнь общества нуждалась в руководстве нового типа. Иной тип политических отношений требовал другой формы власти, нового руководителя.
Вопрос о лидерстве не случайно возник только в наше время. Лидерство - это не новый стиль руководства, а способ организации
власти в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех
или большинства его социальных слоев. Такое общество возникло
сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока не
везде. Но это перспектива и необходимость истории и политики. Члены
гражданского общества - мыслящие участники политической жизни,
поэтому они имеют возможность сознательно выбирать себе лидера.
Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия правильны и выгодны, а не продиктованы своекорыстием или властолюбием. Общество со своей стороны не может манипулировать лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев - основа новой современной политики.
Итак, лидерство - одно из проявлений.власти, отличительное свойство политической деятельности, право выдвигать руководителя, который ее осуществляет. Это явление присуще и другим видам деятельности - производству вещей и идей, науке, спорту и т. д.
Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба - от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.
Лидерство
- это отношения учителя и ученика. Лидер передает своему окружению знания,
моральные ценности. Личные достоинства лидера - образец для подражания, предмет
уважения. Поэтому нравственный облик лидера привлекает внимание и играет
немалую роль в его успехе или
неудачах. В информационном обществе все труднее скрыть дефекты
личности лидера и, наоборот, легче показать его достоинства.