Упр-кие реш. в м, сущность, класс-ия. Процесс разработки,принятия упр. реш.
Упр. реш.–протекающие во t мыслительные, эмоц-ные и правовое акты по выбору 1й из множ. альтернатив, совершаемых рук-лем в пределах его полномочий.
Реш. можно рассматривать как волевой акт рук-ля, как предписание к действию, как мыслительный процесс или как процесс, протекающий во t. Рассматривая реш как мыслительный процесс, их можно разделить:
-Интуитивные решения – выбор, сделанный только на ощущении того, что он правилен. В этом случае ЛПР, не взвешивает сознательно все «за» и «против». 80 % м-ров высшего звена утверждают, что при реш серьезных проблем полагаются, в основном, на интуицию. При этом верные интуитивные решения зачастую принимаются м-рами, имеющими богатый опыт практич. работы, т.е. базой интуиции являются неосознанно накопленные и обработанные большие объемы инф.
-Решение, основанное на суждениях, представляют собой осознанный выбор, подкрепленный знаниями и опытом. Человек сознательно сопоставляя настоящую ситуацию с аналогичными ситуациями в прошлом, выбирает ту альтернативу, кот ранее принесла успех. Такие реш имеют большое значение, так как рук-лю часто приходится сталкиваться с похожими друг на друга ситуациями.
-Рациональные решения обосновываются с помощью объективного аналитического процесса и объективных формализованных методов. Чем сложнее и масштабнее принимаемое реш и чем для большего числа людей важны его последствия, тем важнее становятся его научная обоснованность и тем менее допустимы при его принятии сугубо волевые моменты.
Этапы разработки и реализации управленческих решений.
1. Диагностика проблемы. Определение проблемы, диагноз полный и правильный. Проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты.
2. Определение проблемы вкл: выявление симптомов; формулировку возможных причин или базовых проблем, лежащих в основе симптомов; выявление альт-ных действий, кот может предпринять ЛПР для разрешения проблем.
3. Формулировка ограничений и критериев принятия решения. Когда рук-тель диагностирует проблему с целью ПР, он должен отдавать себе отчет в том, что именно можно предпринять.. Перед тем как переходить к сл этапу процесса, рук-тель должен определить суть ограничений и только потом выявлять альтернативные варианты
4. Определение альтернатив – это формулирование набора альтернативных реш, т.е. вар-тов реш пробл.
5. Оценка альтернатив. При оценке реш рук-тель определяет достоинства и недостатки каждого из них, и возможные последствия
6. Выбор альтернативы. Если проблема была правильно определена, а альт-ые решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, т.е. руководитель принимает окончательное решение.
7. Реализация. Для разрешения проблемы или извлечения выгоды из имеющейся возможности реш д.б. реализовано.
8. Обратная связь–поступление данных о том, что происходило до и после реализации реш–позволяет рук-лю скорректировать реш, пока орг еще не нанесен значительный ущерб
Осн треб для принятия эф-ного объективного реш или даже для понимания истинных масштабов пробл является наличие адекватной точной инф. Единственным способом получения такой инф является коммуникация.