Источники экономической мысли Древнего Востока: Вавилон
–– кодекс царя Хаммурапи;Китай — Конфуций; Индия –– трактат «Архашастра». Вавилония –– древневосточное
государство, расположенное в междуречье Тигра и Ефрата. Свод законов царя
Хаммурапи (1792––1750 гг. до н. э.) создан около 1760 г. до н. э. Он уделяет
особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной
собственности вообще и охране интересов царских служилых людей; дает
возможность сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных
отношений в Вавилонии. Некоторые примеры законодательных установок в кодексе
Хаммурапи: посягнувший на чужую частную собственность в том числе на раба,
карается обращением в рабство либо смертной казнью; за несвоевременную уплату
долгов ни царские воины, ни другие граждане более не лишаются своей земли; срок
долгового рабства (жены, сына, дочери, отца) не должен превышать трех лет, а
сам долг отменяется по отбыванию срока наказания; Древнекитайская экономическая
мысль ассоциируется с именем мыслителя Конфуция
(531––479 гг. до н.э.), который заложил основы конфуцианства —
этико-политического учения, оказывавшего огромное влияние на развитие духовной
культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более
чем двух тысяч лет. Конфуцианство призывало государей управлять народом не на
основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером
высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ
тяжелыми налогами и повинностями.