Христианское совершенствование человеческого усилия
Как мы уже говорили, могут возникнуть опасения, что введение христианских целей серьезно нарушит свободный порядок нашей деятельности. Не уводят ли человека поиски и ожидание Неба от его естественных дел и занятий или по крайней мере не убивают ли интерес к ним? Теперь мы видим, что так не может, не должно быть. На наших глазах в области действия только что совершилось соединение Бога и мира. Нет, Бог не отвлекает нас преждевременно от работы, которую Сам вменил нам в обязанность, поскольку Он становится достижимым именно посредством этой работы. Нет, Он не растворяет в Своем ослепительном свете наши частные земные цели, потому что наше тесное единение с Ним как раз и порождается завершенностью, которую мы придаем малейшему из своих дел. Мы должны всем своим существом проникаться этой важнейшей истиной, пока она не станет нам так же привычна, как восприятие объемов или процесс чтения. Бог, в том, что
есть в Нем наиболее живого и воплощенного, не далек от нас, не недосягаем, но в каждый миг поджидает нас в нашей деятельности, в делах, совершаемых в данный момент. В некотором смысле Он присутствует на кончике моего пера, моего молотка, моей кисти, моей иглы — моего сердца, моей мысли. И доводя до естественной предельной завершенности мой штрих, удар, стежок, я приближаюсь к конечной Цели, к которой стремится моя глубинная воля. Подобно тем грозным физическим энергиям, которыми человек научился управлять, заставляя их совершать тончайшую работу, великая мощь Божественного притяжения накладывается на наши немощные желания, на наши крохотные цели, ничуть их не повреждая. Она животворит, значит, она ничего не подавляет и не нарушает. Она животворит, значит, привносит в нашу духовную жизнь высший принцип единства, особым следствием которого, согласно принятой нами точке зрения, является освящение человеческого усилия, или очеловечение христианской жизни.