Предварительные замечания об «индивидуальной» ценности Божественной среды
Ближний, как мы сейчас увидим, занимает важное место в том здании, план которого мы пытались набросать. Но прежде чем вводить его в наши построения, было необходимо — по двум причинам — тщательно рассмотреть проблему «обожения мира» на примере одного человека.
Прежде всего это проистекало из методических соображений: в любой серьезной науке изучение частных случаев всегда должно предшествовать попытке обобщения.
Это проистекало и из природного фактора: поскольку, как бы тесно мы ни были связаны друг с другом в нашем становлении во Христе Иисусе, каждый из нас тем не менее образует в нем отдельную природную единицу со своей собственной ответственностью и своими личными возможностями. Мы сами спасаем или губим себя.
Выделить это христианское учение о личном спасении было тем более важно, что те цели, о которых мы говорили, носят характер унитарный и всеобщий. Никогда не надо терять из виду следующее: подобно тому как в подвластных опыту сферах мира каждый человек, как бы ни обступала их всех одна и та же Вселенная, представляет собой для этой Вселенной центр перспективы и средоточие независимой деятельности (таким образом, существует столько же частных Вселенных, сколько и индивидуумов); точно так же и в области небесных реалий — как бы ни пронизывала всех нас одна и та же созидающая и искупляющая сила, каждый из нас является отдельным центром обожения (и, таким образом, существует столько же частных Божественных сред, сколько христианских душ).
При наличии одних и тех же возможностей восприятия и действия люди, как мы знаем, настолько по-разному реагируют — соответственно особенностям или степени развития их чувств и ума — на одно и то же зрелище, что если бы мы смогли, совершив невозможное, переходить из одного сознания в другое, мы всякий раз переменяли бы мир. Подобноэтому в одних и тех же временных и пространственных «видах» Бог является и отдается душам в разной степени реальности и полноты соразмерно вере, верности и чистоте, которые встречает Его воздействие. Представим себе, что в какой-то группе людей все достигли одного успеха или потерпели одно и то же крушение. То же самое событие обретет столько разных обликов, значений, характеров, сколько лиц будет им затронуто. Слепое, абсурдное, бeзpaзличноe, материальное для тех, кто не верит и не любит, оно окажется светлым, промыслительным, исполненным смысла и жизни для того, кто научился видеть и чувствовать Бога во всем. На всякое проявление верности и доверия Бог отвечает тем, что различными способами оказывает особое воздействие на скрытые пружины причинности. По существу единый в своем действии Промысл приобретает множественность, вступая с нами в контакт, подобно тому как солнечный луч, встречаясь с телами, приобретает разную окраску или гаснет в их глубине. Единая Вселенная имеет много этажей и различных отделений: «in eadem domo, multae mansiones»1.
И вот почему, повторяя над своей жизнью слова, которые произносит священник над хлебом и вином перед Пресуществлением, каждый из нас должен молиться, чтобы мир преобразился применительно к нему «ut nobis Corpus et Sanguis fiat D. N. Jesu Christi»2.
Это — первый шаг. Прежде чем заниматься ближними (чтобы суметь заниматься ближними), верный должен обрести свое собственное освящение — не из эгоизма, но с ясным и полным пониманием того, что какой бы бесконечно малой и некоммуникабельной частицей каждый из нас ни был, ему предстоит обожить целый мир.
Как возможно это частное обожение, мы только что рассмотрели. Нам остается теперь лишь собрать воедино отдель
ные явления и увидеть, каким образом благодаря слиянию индивидуальных Божественных сред устанавливается всеобщая Божественная среда, а затем, в свою очередь, воздействует на частные судьбы, которые она объемлет, завершая их. Пришло время обобщить наши заключения, бесконечно увеличив их масштабы силою любви.