Протяженность, глубина и формы человеческой пассивности
Пассивность, как мы уже говорили, составляет половину человеческого существования. Этим мы всего лишь хотим сказать, что то в нас, что не есть действие, есть, тем самым, претерпевание. Но мы отнюдь не имеем тут в виду того соотношения, в котором наша внутренняя сфера делится на действие и претерпевание. Действительно, обе части нашей жизни, активная и пассивная, совершенно несоразмерны. В своем развитии мы отдаем предпочтение первой из них, поскольку для нас она более приятна и ощутима. Но на самом деле вторая неизмеримо обширнее и глубже.
Проявления пассивности постоянно сопровождают наши сознательные действия в виде реакций, направляющих и поддерживающих наши усилия или препятствующих им. И уже по этому одному она неизбежно увеличивает ровно вдвое сферу нашей активности. Но зона влияния пассивности простирается гораздо дальше этих узких границ. Если мы присмотримся к ней, то с некоторым смятением увидим, что лишь самый кончик нашего «я» выходит на поверхность разума и свободы. Мы знаем себя и управляем собой лишь в немыслимо малой степени. Сразу же за пределами нашего сознания начинается непроницаемая — и в то же время густо населенная — тьма, в которую погружено все то, что существует в нас и вокруг нас, без нас и несмотря на нас. И в этой тьме, такой огромной, насыщенной, пугающей и сложной, как само прошлое и настоящее Вселенной, мы не инертны,мы реагируем на ее воздействие. Но и сама эта бесконтрольная реакция — поскольку она осуществляется неведомым нам продолжением нашего существа — тоже, собственно, входит в состав нашей пассивности. В самом деле, на некотором расстоянии все уже покрыто мраком, и в то же время все вокруг нас кишит жизнью. И долг христианина состоит в том, чтобы осветить и оживить Божественным Присутствием эту многообещающую и грозную тьму.
Одно наше вхождение в область неупорядоченных сил, населяющих этот подвижный сумрак, немедленно вызывает их разделение на две группы, требующие совершенно разного подхода. С одной стороны, дружественные и благоприятные силы поддерживают наше усилие и направляют к успеху: это «пассивные силы возрастания». С другой — враждебные энергии упорно противодействуют нашим стремлениям, задерживают или отклоняют наше движение к сверхбытию и ограничивают наши реальные и несомненные способности к развитию: это «пассивные силы умаления».
Последовательно рассмотрим и те и другие; будем смотреть им прямо в лицо до тех пор, пока в самой глубине их глаз, обольстительных, равнодушных или враждебных, не засветится благословенный взгляд Бога.