Начальные века: культура и искусство вендельского периода
Первое тысячелетие н.э. - важный этап шведской истории, финал первобытной эпохи и начало пути к средневековому обществу, который может быть сейчас исследован в важнейших своих деталях. Хотя почти полное отсутствие письменных источников и создает большие трудности, археологический материал, поступавший в течение последних десятилетий, столь обилен, что позволяет сделать некоторые вполне обоснованные наблюдения и выводы.
Описание Швеции этой далекой эпохи остается достаточно неопределенным: до образования средневекового Шведского государства границы племенных территорий были неустойчивыми, и первоначальное понятие «Швеция» (Свеаланд, Страна свеев) охватывало лишь область вокруг озера Меларен и прилегающую, находившуюся под ее влиянием территорию. Границы в борьбе с ближайшими соседями неоднократно менялись, что, конечно, влияло на общий ход культурного развития. В первую очередь следует рассмотреть те данные, которые относятся непосредственно к земле свеев, составившей ядро будущего шведского государства.
Трудно найти лучшую точку отсчета, нежели сообщение Тацита о Швеции в конце I в. н.э. По его свидетельству, свей (свионы) сильны людьми, кораблями и оружием. До сих пор у нас нет прямых археологических данных, подтверждающих эту характеристику, однако имеются данные косвенные, позволяющие считать ее достоверной.
Так, на Готланде и Эланде, а также в Смоланде и Эстеръётланде (то есть областях, занятых племенами, соседившими или контактировавшими со свеями) найдено оружие, датирующееся началом нашей эры [i]. Если верить Тациту, который располагал надежными устными сведениями, оно могло принадлежать свеям, беспокоившим балтийские острова и прилегающие к ним побережья набегами на боевых судах. Кажется вполне правдоподобным, что уже тогда свей пробовали свои силы в завоеваниях и морских походах.
Дальнейший ход истории подтверждает это. Первые столетия нашего летосчисления отмечены в Швеции огромным прогрессом. Появляются богатые погребения, археологические находки сосредоточиваются на севере, в коренной области свеев [ii]. Там, в Средней Швеции, в озерной области с многочисленными шхерами складываются предпосылки для создания богатой и яркой культуры *. Археологические данные позволяют проследить, как в течение I тысячелетия н. э. постепенно здесь осваивались участки земли (поднимающиеся из моря в ходе Балтийской трансгрессии) и все большее пространство отходило под пашни и пастбища. Среди мелких островов водилось много тюленя и рыбы. Поблизости располагались густые леса, богатые пушным зверем.
В этих благоприятных хозяйственно-географических условиях сравнительно рано начинает формироваться система плотного расселения, при которой группы населения, эксплуатирующие отдельные освоенные участки, достаточно тесно связаны между собою. Раскопки богатой могилы конунга в Хэга, к югу от Упсалы, проведенные известным шведским археологом королем Густавом VI Адольфом, свидетельствуют, что определенные формы племенного объединения прослеживаются здесь уже в позднюю эпоху бронзы (к середине I тыс. до н. э.) [iii].
Тысячелетием позже известны сказания о других конунгах, сидевших на этих землях. Это - описанный исландским историком XIII в. Снорри Стурлусоном, создателем свода саг «Круг земной» («Хеймскрингла»), могущественный род Инглингов, по меньшей мере два представителя которого должны быть погребены в Упсале, и еще один - в Венделе, немного севернее этой древней королевской резиденции племени свеев [iv]. Иногда пытаются отождествить эту «племенную державу» с мощным племенным союзом свионов, описанным Тацитом. Вероятнее, однако, что конунги, погребенные (точнее, преданные сожжению) в Упсале, олицетворяют собой уже новую эпоху - углубляющейся социальной дифференциации в обществе свеев и подъема благосостояния и могущества высшего слоя знати (цв. илл. 18).
Три больших кургана Старой Упсалы входят в состав обширного
курганного могильника. Они относятся к крупнейшим погребальным насыпям Швеции,
где этот обряд известен с эпохи бронзы; два из них, по крайней мере частично,
были исследованы (так называемый восточный курган в 1846-1847 гг. и так
называемый западный курган в
ные оплавленные фрагменты стеклянных бокалов и многое другое.
В западном кургане находились фрагменты золотых изделий в перегородчатой технике, фрагмент золотой филиграни, возможно относящейся к золотой пекторали, части рукояти меча из золота в перегородчатой технике с инкрустацией гранатом, три фрагментированные античные камеи, золотые нити от парчовой ткани.
Ни один другой, погребальный комплекс Швеции не может сравниться
с упсальскими курганами по качеству и ценности находок, и потому у нас
достаточно оснований считать эти курганы погребениями конунгов, представителей
прославленного в скандинавской эпической традиции рода Инглингов. На основе
погребального инвентаря могилы должны быть отнесены к VI в., эпохе всеобщего
экономического подъема, проявившегося в различных областях. Не без оснований
время с 400 по
Вслед за экономическим подъемом обычно происходит расцвет искусства, сопровождающий рост благосостояния, и напротив, периоду материального упадка соответствует и культурный регресс. В силу этого, следовательно, можно ожидать, что богатство «золотого века» эпохи Великого переселения народов (V-VI вв.) оставило отчетливые следы и в искусстве.
Это именно так: в художественном творчестве прослеживаются новые, своеобразные явления. Если в более раннее время имелись не слишком интересные ремесленные поделки, лишенные местного колорита, теперь в скандинавском искусстве появляются собственные новые, если не сказать революционные, тенденции. В эту эпоху обретает свои формы и средства выражения германская «звериная орнаментика» [vi]. Возникает она, безусловно, не на пустом месте. Внимательный наблюдатель в тяжеловесном и варварском сплетении растительных и зооморфных мотивов сможет опознать множество как восточных, так и кельтских элементов. Однако в качестве непосредственного первоисточника следует считать в первую очередь позднеримское искусство [vii].
Феномен рождения нового, варварского стиля можно по-настоящему осознать и оценить только в наши дни, после расцвета модернистского искусства [viii]. В VI-VII вв. произошел разрыв со стилистическими идеалами и принципами античного искусства, и на его руинах возникло нечто новое. Известно, что римляне более или менее реалистично изображали людей, зверей или растения. Черты их при этом можно было идеализировать или огрубить, в определенных границах их можно было даже стилизовать. Однако при этом посягательство на органическую целостность изображения было невозможно.
Скандинавское искусство двинулось по иному пути. Совершенные, законченные формы античности расчленяются: головы у фигур зверей и людей отделяются от тел, наставления об истории позднего железного века и раннего средневековья. Хотя не имеется никаких письменных источников, можно построить общую картину этого развития и установить взаимосвязь между новыми археологическими факторами и известными ранее данными. Вне всяких сомнений, производство в Хельгё не ограничивалось удовлетворением потребностей узкого круга людей. Для ремесла и торговли требовались значительные экономические ресурсы: транспортные пути, значительная область рыночного сбыта, так же как свободный, открытый доступ к источникам сырья, которое должно было поступать регулярно. В этой связи Хельгё следует рассматривать как своего рода начальную стадию средневекового города. Какие силы могли в эту эпоху поддерживать развитие Хельгё? В первую очередь, конечно, королевская власть в Упсале. Вполне можно допустить, что упсальский конунг или его семейство были владельцами Хельгё, а также значительной прилегавшей к нему области [ix]. При этом конунг мог втянуть Хельгё в свою внутреннюю и внешнюю политику, направленную на консолидацию свейской державы и доминирование в балтийско-ботнической рыночной зоне.
Аналогичные тенденции отчетливо прослеживаются по археологическим находкам во многих местах Швеции. Уже отмечалось, что продукция Хельгё распространилась в северной Швеции, и при этом в таких областях, где в большом количестве имеются озерные или луговые руды, где добывалась пушнина, шкуры и кожи, там, где можно было посадить своих посредников и направлять торговлю. То же самое относится к восточной Ботнии и Финляндии, где распространяются близкие по облику среднешведским находки. Особенно ярко вырисовывается здесь важная роль, которую играли в торговле протяженные, простирающиеся далеко в глубь страны водные пути.
Обратимся теперь к отношениям с Готландом. И здесь можно
установить сильное среднешведское влияние, особенно с VI в. Некоторые
найденные на Готланде украшения VI в. имеют точные соответствия в литейных
формах Хельгё [x],
где, вероятно, они и были изготовлены. Судя по техническим анализам, большую
часть своего железа готландцы должны были получать из средней Швеции [xi]. Тесное сотрудничество между
свеями и готландцами должно было установиться и в другой связи, а именно при
основании торгового места Гробини в восточной Прибалтике на Курземском полуострове.
Эта шведско-готландская колония существовала с 650 по
К V-VI вв. в Хельгё относятся также крупные мастерские художественного ремесла, раскопки которых еще продолжаются. Здесь работали литейщики, изготавливавшие украшения, детали отделки парадного платья, части оружия и другие бытовые предметы из золота, серебра и бронзы. Кузнецы производили железные изделия всех видов. Мастерские занимали значительную площадь, и деятельность их была весьма продуктивной [xv].
Изделия из мастерских Хельгё распространялись не только в средней Швеции (Упланд, Сёдерман Вестманланд, Нерке), но и в северных областях страны (Даларна, Естрикланд), так же как на Готланде и в Финляндии (илл. 8). Производство требовало ввоза железа, золота, серебра и бронзы. Железо могло поступать как из ближайших мест, так и из отдаленных провинций, Норланда (в северной Швеции) и Смоланда на юге. Шлифовальные камни и материал для точильных оселков поступали прежде всего из окрестностей, но также и из Норланда и южной Швеции. Большая часть золота доставлялась в мастерские, очевидно, в виде монет или золотых проволочных спиралей. Откуда происходит бронза и серебро, установить еще не удалось.
Значительное количество импортной продукции - прежде всего стекло, найденное в Хельгё, указывает на то, что здесь велась торговля не только собственными изделиями, но и привозными товарами [xvi].
Хельгё переживает расцвет в 400-700 гг., хотя жизнь здесь
продолжалась вплоть до XI в., несмотря на расположенную всего в
Несомненно, эти изменения в искусстве следует рассматривать как решительный протест против утративших привлекательность в эту эпоху стилистических идеалов античности.
Все указывает на то, что в V-VI вв. это новое искусство рождалось именно в Скандинавских странах и оттуда распространилось в VI-VII вв. в англосаксонскую Британию, чтобы затем охватить континент вплоть до лангобардской Италии *.
Может возникнуть вопрос, почему развитие пошло именно в этом направлении, почему в VI-VII вв. импульсы поступают с севера на запад и затем на юг, а не наоборот, из Италии и Подунавья, через западноримские провинции и Британию на скандинавский Север. Ответ, по-видимому, должен быть следующим: германские племена на Европейском континенте были раздроблены постоянной борьбой между собою, с остатками Римского государства, с мощными племенными союзами кочевников, в первую очередь гуннов и авар; к тому же при непосредственном контакте античная традиция оказывала слишком мощное воздействие, подавлявшее их собственные художественные силы. В Скандинавских же странах, напротив, даже с географической точки зрения имелась необходимая дистанция и, кроме того, меньшая зависимость от воздействия римлян, их традиций, культуры и ее произведений.
Из этого, однако, еще не следует, что Скандинавские страны оставались в глубокой изоляции. Напротив. Именно в это время достигает наибольшей силы уже упомянутый поток золота, поступавшего с юга, из Италии, Подунавья и других римских провинций на север; многие другие импорты также указывают на оживленные контакты с югом.
* В позднейшее
время, в эпоху раннего средневековья здесь известны объединения («земли»), состоявшие
каждое из нескольких так называемых «сотен»: «земля четырех сотен»
(Фьедрундаланд), «земля восьми сотен» (Аттундаланд), «земля десяти сотен» (Тиундаланд),
которые в
* В свою очередь искусство германцев в начале эпохи Великого переселения, в IV—V вв. н. э., получило мощный импульс в Северном Причерноморье. На стыке готской, пришлой с севера, восточной, кочевнической - сначала сармато-аланской, затем гуннской - и, наконец, сохранявшейся в городах Боспора античной, поздне-римской традиции рождалось художественное мировоззрение и стиль новой эпохи. В нем соединялась античная технология перегородчатых эмалей и варварская традиция «звериного стиля», что создавало новые художественные средства, прежде всего так называемый «полихромный, или инкрустационный стиль» 1V-V вв.: тонкие золотые пластинки образовывали перегородки, составляющие геометрические узоры, между ними помещались гранатовые вставки. Массивные золотые украшения, в том числе первые произведения со «звериной орнаментикой», вместе с потоком варварских племен распространились с востока на запад и с юга на север, где продолжались дальнейшая кристаллизация и развитие вновь возникших форм искусства эпохи Великого переселения народов. - Прим, перев.
[i] Almgren O., Nerman B. Die altere Eisenzeit Gotlands Stockholm, 1923; Nylen E. Die jungere vorromische Eisenzeit Gotlands Uppsala, 1955; Stenberger M .Oland under aldre jarnaldern Stockholm, 1933.
[ii] См. прим. I. См. также: Ekholm G. Gravfaltet vid Godaker.-Fv, 1925, arg. 20, s. 347-357; Stenberger M. Tuna in Badelunda. -AA, 1956, v. 27, s. 1-21, idem. Bjurumfyndet och dess datenng.-Fv, 1948, arg. 43, s. 193-210; Oxenstierna E. Die altere Eisenzeit in Ostergotland Lidmgo, 1958.
[iii] Almgren О. Kung Bjorns hog och andra fornlammngar vid Haga Stockholm, 1905.
[iv] Lindqvist S. Uppsala hogars och Ottarshogen Uppsala, 1936, позднее сопоставление больших курганов с могилами знати было осуществлено в работе: Hyenstrand A . Centralbygd-Randbygd Stockholm, 1974.
[v] Bolin S. Fynden av romerska mynt i
[vi] Основополагающей для характеристики германского звериного стиля является работа: Salin B. Die altgermamsche Tierornamentik Stockholm 1904 (1-е изд.);
[vii] Об этом, прежде всего, см. указанные работы Б. Салина и В. Хольмквиста, а также: Holmqvist W. Senromerskt karvsnitt och engelskt 400-tal. - Fv, 1970, arg. 65, s. 313-317. В печати находится работа того же автора: Early Nordic Art, посвященная этим вопросам. См. также: Ростовцев М. И. Скифия и Боспор Критическое обозрение памятников литературных, археологических. Л., 1925, с. 227-236.
[viii] Holmqvist W. Christliche Kunst.
[ix] Holmqvist W., Granath K.-E. Helgo, den gatfulla on.
[x] Excavations at Helgo, IV. См. также: Nerman В.
[xi] Arrhenius O. Die Grundlagen unserer alteren Eisenherstellung.- Antikvanskt Arkiv,
[xii] Nerman В. Grobm-Seeburg .-Ausgrabunden und Funde. Stockholm 1958.
[xiii] Lindqvist S. Gotlands Bildsteme, Bd. I-II.