Весьма неожиданным и поразительным доказательством этих контактов, подтверждением тогона была символом счастливого парусного похода через открытое море. В то время действительно было большим достижением добраться с Готланда до континентальной Швеции на маленькой лодке. Если же при этом на борту был ценный груз, то плавание было еще значительнее. Лодка, полная людей, составляющих ее команду, была естественным символом мореплавателей, и оживленные контакты между Готландом и Средней Швецией становятся еще более очевидными, если учесть найденный в Упланде (Хеггебю) камень с таким же изображением [i].
Итак, задолго до начала собственно эпохи викингов в восточноскандинавских водах господствовали на море вооруженные купцы, среди которых, видимо, готландцы и в первую очередь свей играли главную роль.
Трудно, однако, представить, чтобы все это основывалось на частной инициативе. В Гробини, во всяком случае, речь как будто может идти об объединении свеев и готландцев, осевших в этом поселении и имевших общие интересы. Это объединение сыграло также определенную роль в проникновении на северошведские и финские рынки. Как кажется, зарождается некая система, и взгляд историка невольно обращается к резиденции свейских конунгов в Упсале, занимавших ключевое положение. Крупное предприятие нуждается в руководителе, и, коль скоро походы приобрели такие масштабы, во главе их не мог стоять никто, кроме конунга.
В помощь себе он мог посадить в стратегически важных пунктах, прежде всего поблизости от Упсалы, своих людей, откуда в случае опасности они могли быть быстро вызваны для организации обороны края. На о. Лове, недалеко от пролива, соединявшего оз. Меларен с морем, был открыт погребальный комплекс, состав которого позволяет установить высокий статус погребенного здесь воина. Вероятно, это могила одного из королевских дружинников, которому была поручена охрана входа в оз. Меларен и водного пути в Упсалу [ii]. На южном берегу озера, точно напротив Лове, расположено еще одно сторожевое поселение, Норсборг, а немного дальше лежат Хельгё, Хусбю на о. Мунсё (топоним «хусбю» обозначал в средневековой Швеции королевские усадьбы) и Адельсё (резиденция конунга, известная по письменным источникам). Все эти места следует отнести к звеньям древней оборонительной системы, защищавшей коренную область племени свеев. Несколько в большем отдалении, в том числе в Норланде, также, по-видимому, были размещены военные слуги конунга. Богатое камерное погребение в Хёгом, Медельпад, так же как захоронение в Норрала, Хельсингланд, содержало вещи, многие из которых могли быть изготовлены в Хельгё. Можно назвать и ряд других мест, и без особого преувеличения все их можно считать опорными пунктами торгово-политической организации, охватывавшей значительную территорию.
К Упсале тяготели собственно дружина и двор конунга. Это примечательно. Так же как советники эпохи средневековья предпочитали находиться в Стокгольме, чтобы оставаться в центре событий, так поступали и вооруженные «мужи»,вассалы конунга, нашедшие последнее упокоение в династических могильниках недалеко от Упсалы [iii] в Венделе, Вальсъерде, Ультуне. Кажется символичным и исполненным глубокого смысла, что все они погребены в ладьях. Возможно, этот обряд был своего рода напоминанием о торговых поездках, равно как и о морских военных походах, в которых они участвовали под руководством конунга и которые вели к образованию известной в средневековье древ-нешведской системы военно-морского ополчения, так называемого «ледунга», основанного на развитой территориальной организации и возглавлявшегося феодальной знатью.
Большинство погребений в ладье (особенно VII-VIII вв.) исключительно богато снаряжены и, бесспорно, принадлежат представителям высшего социального слоя. Они уступают только погребениям в упсальских курганах *.
Следует упомянуть одно из хорошо документированных погребений
в ладье, могилу № 6 в могильнике Вальсъерде. Ладья в могиле имела длину около
Как следует из этого перечня, покойник был весьма богато
снаряжен, особенно оружием, и это может быть указанием на его, видимо,
важную службу: возможно, телохранителя конунга в Упсале *.
Подобные захоронения имеются также и в других местах, в том числе на Готланде,
например могила всадника из Валльстенарума. Весьма примечательны остатки, к
сожалению разграбленного и разрушеного, погребения в ладье из Беда на Эланде с
вещами высокого художественного качества. Интересны также скудные остатки
погребения в ладье из Лаккалэнга, Сконе. В целом же вендельский период
(VII-VIII вв.), предшествовавший эпохе викингов, был в Швеции временем
творческого расцвета. Задолго до начала известных походов викингов (т. е. до
Тесные контакты связывали Среднюю Швецию и с остальным миром; на это указывает не только оживленный импорт чужих изделий, но также и изменения, происходившие в местном искусстве.
Оно оказывается весьма чутким показателем, откликающимся на многие импульсы, которые не ощутимы так отчетливо в других областях. При изучении искусства Швеции в период, предшествующий собственно эпохе викингов, обнаруживается, что оно испытывало сильное влияние как континентального, так и искусства Британских островов. Таким образом, данные искусства подкрепляют выводы, основанные на анализе импортов. [iv]
Своеобразие, отличающее искусство Севера вендельского периода от искусства других областей Европы, основано на утвердившемся еще в V-VI вв. принципе раздробленности и малых стилистических элементов в «звериной орнаментике». Эти тенденции продолжали развиваться, но видоизменялись под воздействием ленточного плетения и растительного орнамента. Античные акантовые «усики» вместо листьев завершаются оскаленными головами зверей, а ленточная плетенка превращается в тела извивающихся змеев. Появляются различного рода симметричные узоры, и классическое ленточное плетение приобретает все более сложные формы. Первоначальная раздробленность преодолевается все возрастающей ритмичностью композиций, однако и в них можно опознать нечто нерегулярное, ритмика поддерживается прежде всего причудливо скомпонованными звериными формами. Возникает художественный стиль эпохи викингов [v] (цв. илл. 11).
Новый стиль появляется в Англии и в других отдаленных районах Европы, где бурно развивается. Скандинавское искусство при этом было не только инициатором этого нового стиля, но и само почерпнуло многие идеи извне. Искусство меровингской эпохи (VI-VII вв.) можно сравнить с огромным оркестром, в котором звучали разные голоса и инструменты в разных частях Европы; но все они исполняли одно произведение с его вариациями.
Для шведского искусства это была великая эпоха, может быть величайшая из всех пережитых, воплотившаяся не только в грандиозных монументальных работах, но и в пышном расцвете художественного ремесла.
* Упсальские курганы относятся, правда, к более раннему времени, до сер. VI в.; в рамках же собственно вендельского периода погребения (550-800) представляют собою самые богатые захоронения. Королевские погребения этой поры, подобные упсальским курганам, пока неизвестны. В связи с этим остается дискуссионным вопрос, в какой мере вендельские «династы» зависели от центральной власти в Упсале, тем более что «Сага об Инглингах» повествует об упадке этой власти, прекращении королевской династии в стране свеев и появлении здесь многочисленных «малых конунгов». С могильниками «вендельского типа», по наблюдениям шведского археолога Б. Амброзиани, связаны обширные территории, заново освоенные в соседних лесных районах и, возможно, составившие вполне независимые от упсальских конунгов территориальные объединения. - Прим. перев.
* Ряд исследователей усматривает в снаряжении этой и других могил «вендельского типа» знаки собственного княжеского достоинства, прежде всего в богатом парадном вооружении, защитном и наступательном, отделанном с исключительной роскошью.- Прим. перев.
[i] Holmqvist W. Bilddenkmaler, Taf. 54.
[ii] Arwidsson G. Lovo-bor med kontmentala forbmdelser pa 400-talet.-In: Proxima Thule Stockholm, 1962, s. 113-122.
[iii] Arwidsson G. Vendelstile, Email und Glas.
[iv] См. выше прим. 6.
[v] Связи с Англией особенно подробно рассматриваются в работе: Holmqvist W. Was there a Christian Mission to