Поселения городского типа в материковой Швеции
Самое известное из них - Бирка, город викингов в начале пролива, соединяющего озеро Меларен с Балтийским морем. Помимо полученных в результате раскопок XIX в. материалов огромного могильника, здесь начаты новые исследования так называемой «черной земли», мощного культурного слоя внутри городского вала, служившего для защиты населения, обосновавшегося поблизости от небольшого укрепленного городища, Борга. С внешней стороны вала располагается огромное, большей частью уже исследованное курганное поле «Хемланден» [i] (илл. 64).
Город, в котором действовал в IX в. бременский миссионер Ансгарий, как будто привлекал особое внимание шведских конунгов, но в следующем столетии, еще до того, как в Швеции утвердилось христианство, он был заброшен.
Обращение язычников, в котором конкурировали друг с другом восточная и западная христианские церкви, было трудным, однако не столь драматичным, как его обрисовывает позднейшая житийная литература средневековья. Прекрасный золотой «молоточек Тора», символ язычества, изготовлен в той же технике филиграни, что и маленькое распятие из Бирки. Он был найден недавно в Сигтуне, городе, который стал преемником Бирки в качестве центра торговли на оз. Меларен. Таким образом, в торговых поселениях символы язычества и христианства сосуществовали. Однако центром религиозной и политической власти на протяжении всей эпохи викингов оставалась Упсала. Здесь была королевская резиденция, здесь совершались грандиозные жертвоприношения, описанные Адамом Бременским. Здесь также стоял языческий храм с идолами трех богов (Одина, Тора и Фрейра) в роще, где во время ежегодных кровавых празднеств на ветвях священных деревьев вешали жертвенных животных и людей.
Конунг был сакральным главой культа, верховным жрецом и как таковой должен был приносить важнейшие жертвы - человеческие. Объединение функций духовной и политической власти, преобладавшее в Свейской державе, показательно и покоится на весьма древней традиции. Создается впечатление, что свей ранее других племен и народов Северной Европы достигли стабилизации королевской власти и возникновения государственной организации. Экономической основой сравнительно раннего «государственного объединения» могло быть развивающееся горнорудное дело, которое в предшествующий, вендельский период не только уже зародилось, но и достигло значительного подъема [ii]. Решающую роль здесь играли рудоносные зоны западнее и севернее оз. Меларен, особенно обширные в области Даларна. Эксплуатация месторождений горных и болотных руд и контроль над транспортировкой железного сырья по водным путям к оз. Меларен, а затем через Хельгё и позднее - Бирку на восток создавали экономическую основу для невиданной ранее на Севере концентрации политической власти шведских конунгов. Уже давно обсуждается значение рудников Даннемура в связи с усилением экономической основы власти шведских конунгов и вытекающих отсюда организационно-политических возможностей [iii]. Важным звеном в ходе этого процесса был Готланд, где обнаружена масса кладов серебра эпохи викингов (цв. илл. 5) и колоссальное количество ранних арабских серебряных монет. Положение острова способствовало превращению его в перевалочный пункт при экспорте железа из области оз. Меларен и других мест континентальной Швеции на Восток и Юг по русским рекам. На Готланде металл можно было перерабатывать в легко транспортируемые полуфабрикаты, преимущественно клинки мечей. Это было бы встречным откликом на поток восточного серебра, достигший острова * [iv]. Железо по сравнению с пушниной, воском и прекрасными рабынями, что ранее обычно рассматривалось как основные статьи торговли, было повседневно необходимым товаром и представляется поэтому наиболее реальным предметом товарообмена; однако, вероятно в силу именно экзотического характера других названных видов экспорта, они чаще упоминаются в письменных источниках **.
Готландские клады свидетельствуют, что в денежном обращении с конца X в. преобладает центрально- и западноевропейское серебро с весьма ощутимой долей английского (поступавшего в Скандинавию с 990-х гг. в качестве регулярной дани, так называемых «датских денег»). Однако уже названный клад в Бурге-Люммелунде показывает, что восточные связи и в раннем средневековье оставались интенсивными и выгодными: значительную его часть составляют русские серебряные слитки (новгородские гривны), что соответствует известиям о Готском дворе в Новгороде.
В материальной культуре Скандинавии традиции эпохи викингов сохраняются вплоть до XIII в., несмотря на то что в XI в. западная часть Балтики подверглась христианизации [v].. В это время на Балтийском море начинает действовать новый коммуникационно-технический фактор: появляются суда с глубокой осадкой, способные транспортировать тяжелые грузы. В экономике начинаются значительные изменения, которые вели в конечном счете к концентрации все более доходной торговли в хорошо оборудованных гаванях с фарватерами, причальными устройствами и оборонительными сооружениями. Некоторые из старых портовых городов были перенесены к
более глубоким гаваням, другие перестроены в соответствии с изменившимся судоходством [vi].
Оживленная деятельность, плодотворные контакты, дальние путешествия отразились также и в искусстве эпохи викингов. Характерная для Севера и давно уже господствовавшая «звериная орнаментика» прогрессирует и развивается в различные стилистические школы или направления, иногда сменяющие друг друга, чаще же сосуществующие в более или менее ограниченных локальных вариантах. Здесь Швецию следует рассматривать в более широком общескандинавском контексте. К начальному периоду развития искусства эпохи викингов относится курганное погребение в корабле из Усеберга в Норвегии с великолепным комплексом, состоящим из корабля, повозки, саней и другой утвари, покрытой резьбой по дереву, представляющей древнейшие и наиболее крупные произведения «звериной орнаментики». Финальный этап этого искусства представлен норвежскими деревянными церквами в технике «ставкирки» XIII в.; этот тип здания с XI в. был распространен на Севере повсеместно и обнаружен, в частности, в Лунде, в эту эпоху принадлежавшем датчанам (илл. 65). Оба памятника, Усеберг и Лунд, дали непревзойденные по своему великолепию образцы блистательного расцвета и заката «звериной орнаментики» [vii].
Развиваясь от мотива «хватающего зверя» усебергской резьбы через звериные маски стиля Борре (вторая половина IX-Х вв.) и от более натуралистичных сплетающихся драконьих тел стиля Еллинге (конец IX-начало XI в.) к извивающимся змеям и драконам стиля рунических камней (XI в.), звериный орнамент достиг вершины, когда церковь поставила языческую символику себе на службу, сплетая ее в единый и неразрывный узор с романскими элементами и растительной орнаментацией раннесредневекового христианского искусства (илл. 66). На пути к этой вершине, воплотившейся в деревянных резных порталах норвежских храмов, северное искусство воплотилось также в сотнях рунических камней, высеченных и установленных в области оз. Меларен.
Их краткие надписи часто сообщают о дальних путешествиях на Восток Рисунки здесь скупы, но в качестве дополнительного изобразительного средства, для усиления смысла и содержания, причудливо извивающиеся тела змеев некогда были окрашены исчезнувшими теперь яркими красками Орнаментика рунических камней - это не просто украшение для тех, кто понимал многозначность символики вечной борьбы извивающихся драконов и змеев, она была наполнена особым, ныне нам недоступным содержанием.
Этот стиль относится к XI в , и многие из рунических камней можно рассматривать как памятники христианской пропаганды переходного времени Краткие, состоящие часто из стереотипной формулы надписи с именами и умершего, и того (или тех), кто воздвиг камень, вероятно, можно также оценивать и как правовой документ, утверждающий вступление в наследство. Как первые документы после долгой бесписьменной эпохи, они представляют для нас особую ценность [viii].
Конец эпохи викингов и начало средневековья, несмотря на свою относительную близость к нашему времени, наиболее темный и трудноисследуемый период ранней истории Севера. Причина такого как будто парадоксального явления сравнительно ясна.
Прежде всего, это - скудость находок, обусловленная христианизацией, изменившей представления о загробной жизни и погребальные обычаи. Но без погребальных комплексов, вещи из которых дают основу для построения хронологической шкалы, единственный материал поступает из культурных слоев поселений, стратиграфию которых удается установить лишь в редких случаях
Обращение к новой религии на Севере не было единовременным процессом. В целом христианизация распространялась с Запада на Восток В бассейне Балтийского моря заметный упадок старых погребальных обычаев, отразившийся в уменьшении количества вещей в захоронениях, охватил прежде всего области к востоку от больших озер Швеции - Венерн и Веттерн В сохранности наиболее ранних произведений средневекового искусства играли определенную роль различные факторы, прежде всего экономического характера Там, где хозяйственные связи оставались сравнительно прочными и развивались непрерывно, церкви и другие монументальные постройки в соответствии с меняющимися вкусами и требованиями художественной моды периодически перестраивались, при этом уничтожались старые детали и части зданий Только там, где растущая нужда прерывала новое строительство и предотвращала изменения, старые постройки могли сохраниться В других же случаях до наших дней дошло лишь то, что было выполнено в непреходящем материале (как рунические камни), да и то обычно только во фрагментарном состоянии
Благоговение и чувство традиции играли весьма скромную роль. Поэтому итоговая картина этих столетий оказывается разрозненной и нередко обманчивой. Как пример можно указать на то, что рядовые находки (украшения и детали одежды) XII в. вокруг оз. Me-ларен и в других частях материковой Швеции часто (и при этом неверно) рассматриваются как вещи восточного, островного (готландского) происхождения, поскольку именно там сохранилось большое количество таких вещей в погребениях [ix] (илл. 67). Однако христианские погребальные обряды в это переходное время далеко не всегда исключали наличие погребального инвентаря, на это указывают так называемые «кладбищенские находки» Готланда. В раннем средневековье здесь под захоронения отводили пространство только к северу от церкви, где сохранились поэтому очень ранние христианские погребения. Это исключительно женские захоронения, что, в частности, указывает на весьма древние корни сохраняющегося и в наше время на Готланде обычая хоронить мужчин к югу, а женщин к северу от церковного входа. С южной стороны церквей, где в основном размещаются кладбища, ранние мужские захоронения разрушены более поздними, в то время как женские могилы к северу от церкви сохраняются вплоть до нашего времени. Находки в этих погребениях состоят исключительно из деталей одежды. Полностью отсутствуют сопровождающие сосуды с припасами. Однако на синхронных христианским кладбищам, но еще языческих могильниках Готланда, как установил Густав Тротциг, такие сосуды обычны [x]. Довольно часто металлическая окись позволяет зафиксировать в таких сосудах даже остатки съестных припасов. Это указывает как будто на то, что в рассматриваемое время (в середине XI в.) на Готланде христиане и язычники жили бок о бок и что христианские погребальные обычаи допускали помещение в могилу деталей одежды и украшений, но не жертвенной пищи.
Примечательно в этой связи, что наборы украшений отличаются исключительным великолепием и часто содержат вещи, полностью или частично выполненные из драгоценных металлов. Речь идет прежде всего о серебряных изделиях, причем такого качества, которое в более раннее время известно только по кладам. Может быть, это последнее перед окончательным и глубоким утверждением христианских погребальных норм разрешенное церковью выражение социального статуса.
Готландские могильники могут быть названы как один из примеров нарастающей скудости археологических материалов, ведущей к «равновесию» их видов и распространения, характеризующих заключительный этап «языческой эпохи». Другой пример такого рода - недавно открытые под церковью в Лександе, Даларна, богатые могилы эпохи раннего средневековья [xi]. Особый интерес представляют находки тканей, указывающие на значительно более тесные взаимосвязи между областями к востоку и западу от Балтийского моря, нежели это считалось ранее.
Хотя завершенную и полную картину развития материальной культуры дать пока еще невозможно, процессы, ведшие к формированию государственной территории и образованию государства в Швеции, и некоторые факты этого пути засвидетельствованы. Важнейший источник - письменное наследие церковной организации, которое может быть сопоставлено с данными древнесеверной литературы, развивавшейся в средневековой Исландии [xii]. Именно оттуда мы знаем о древнем королевском роде Инглингов, долго правившем свеями. Достоверность этих преданий подтверждается хвалебной песнью одного из норвежских скальдов, придворных поэтов IX в., где упоминается о родстве его господина с этим королевским родом. Надпись на знаменитом руническом камне из Еллинга в Дании сообщает, что в X в. существовало противостояние между Швецией и Датской державой, к этому времени объединенной и христианизированной конунгом Харальдом Гормссоном. В полулегендарном, однако упомянутом на одном из рунических камней сражении в долине р. Фюрис, поблизости от Упсалы, конунг Эйрик, который после битвы получил прозвище Победоносный, одержал верх над претендентом на трон, происходившим из этого же королевского рода. Это был Стюрбьёрн по прозвищу Сильный, поддержанный датскими войсками [xiii].
Южношведские области Сконе, Халланд и Блекинге в эту эпоху,
что вполне логично с культурно-географической точки зрения, относились к
Дании. Пролив Эрезунд был не границей, а, напротив, важной коммуникационной
линией, так как поездки по спокойным водам бывали много проще, чем по
холмистой и негостеприимной суше. К северу от Сконе, наоборот, лесные массивы
Смоланда образовывали труднопреодолимую естественную и культурную границу между землями,
принадлежавшими Дании и Швеции. На востоке границы Свейской державы были
неопределенными. Археологические материалы указывают на то, что еще до эпохи
викингов свей пытались закрепиться на противоположном берегу Балтийского
моря. Характер и интенсивность этих связей, однако, остаются предметом
дискуссий. Весьма лестным для шведского национального самосознания было
утверждение средневековых источников, что Киевская Русь получила начала государственности
из коренной области шведов *.
Результаты современных исследований ни в коей мере не подтверждают теорию о
политическом превосходстве свеев [xiv]. Напротив, твердо
установлено, что торговля вела за собою тесные культурные контакты между
шведами и славянами, балтами, финнами. Выходцы из Швеции оседали в торговых центрах
Восточной Европы, что ясно проявляется в многочисленных находках
скандинавских украшений и оружия вдоль речных путей. Но столь же ясно из
материала следует, что они быстро включались в новую культурную среду и теряли
свое этнокультурное своеобразие. Исторической реальностью были также
политические контакты между господствующими слоями Швеции и Руси: князьями и
конунгами, их дворами и дружинами, военно-феодальной знатью. Первый шведский
конунг, обращенный в христианство и принявший крещение, Олав Шётконунг, был
для своего времени монархом «современного образа мыслей»: он покровительствовал
торговле в Сигтуне, начал там чеканку первой шведской монеты; выдав замуж свою
дочь Ингигерд, он стал тестем киевского великого князя Ярослава Мудрого [xv]. Его другая дочь вышла
замуж за норвежского конунга Олава по прозвищу Толстый; после того как позднее,
в
Итак, по мере того как рассеивается тьма над ранней историей стран Балтийского моря, мы можем констатировать тесное взаимодействие и оживленный обмен между различными областями балтийского побережья, которые продолжались, приобретая все более четкие контуры, в исторические времена; драматическим развитием этих связей стала осуществленная под прикрытием «крестовых походов» шведская аннексия Финляндии в XII-XHI вв. В этом устойчивом взаимодействии между странами на берегах Балтики нет какого-либо заметного разрыва при переходе от эпохи викингов к средневековью.
* Он составлял сравнительно небольшую часть «серебряного потока», несколько ранее, в течение VIII-начала IX в. распространившегося по рекам Русской равнины и обеспечившего начальные этапы денежного обращения в формирующемся раннефеодальном обществе Древней Руси. - Прим. перев.
** Впрочем, в списке «экзотических товаров» из Руси, поступавших на Восток скорее всего в качестве транзита из западноевропейских мастерских, в сочинениях арабских географов названы именно мечн. - Прим. перев.
* См. раздел «Русь и варяги». - Прим. перев.
[i] Arbman H. Birka I. Die Graber. Text, Tafeln.
[ii] Hyenstrand A. Jarn och bebyggelse. Studier i Dalarnas aldre kolomsations-histona.- Dalarnas hembygdsbok, 1977; N у le n E. Eisen und Silber.- Zeitschrift fur Ar-chaeologie, 1978, Bd. 12, S. 211-224.
[iii] W e i b u 11 С.
Sveriges och Danmarks aldsta historia. En onentermg.
[iv] Nylen E. Gotlands storsta silverskatt, s. 26-28; см. также: Янин В. Л. Денежно-весовые системы русского средневековья. Домонгольский период. М., 1956, с. 81-87; Кропоткин В.В. О топографии кладов куфических монет IX в. в Восточной Европе.- В кн.: Древняя Русь и славяне. М., 1978, с. 111-117.
[v] Nylen E. Bygden skeppen och havet, s. 40-43; idem. Fmskt, gptlandskt eller nordiskt?.-Fmska fornmmnesforemngens tidbkrif,t 1972, b. 75, s. 161-167.
[vi] Nylen E. Bygden, skeppen och havet, s. 42; Fritzell G. Nya synpunter pa Visby stads aldsta histona.- In: Histona kring Gotland. Stockholm, 1963.
[vii] H a u g 11 d R.
Norske stavkirker. Dekor og utstyr. Norske
mmnesmerker.
[viii] Мельникова Е. А. Указ. соч., с. 10-38.
[ix] Nylen E. Fmskt, gotlandskt eller nordiskt, s. 161-167; Sernmg I. Dalarnas jarnalder. Malung, 1966, s. 119.
[x] Trotzig G. Gegensatze zwischen Heidentum und Chnstentum im archaeolo-gischen Material des 11. Jh. auf Gotland.- Acta Visbyensia, 1969, t. III, S. 21-30.
[xi]
[xii] Мир древнесеверных преданий отразился в древнеанглийском эпосе «Беовульф», песнях «Эдды», королевских сагах «Хеймскринглы». См.: Беовульф. Старшая Эдда Песнь о Нибелунгах. М., 1975, Снорри Стурлусон. Круг Земной. М., 1980.
[xiii] В надписях на рунических камнях в Холлестаде и Шерупе, в Сконе упоминается о битве в долине р. Фюрис; об зтом же говорится в «Саге о Кнютлингах» (XIII в). См.: Jacobsen L., Moltke E. Danmarks Runemdskrifter, b. 1, sp. 332-333, 347-349.
[xiv] См.: Повесть, с. 24-124, 524-547; см. также: Шаскольский И. П. Норманская теория в современной буржуазной науке. М-Л., 1965. Обзор новейшей западной литературы см. в работ: Schramm G. Der Herkunft des Namens Rus: Kntik des Forschungsstandes. -Forschungen zur osteuropaischen Geschichte, 1982, Bd. 30, S. 7-49.
[xv] M aimer В. Olof Skotkonungs mynt och andra Ethelred-imitationer. -Antikvanskt arkiv, 1965, b. 27.
[xvi] Ochsner F. Gotlands
knstnande [Gotlandica 3].