информационно-новостной портал
Главная / Статьи / Языкознание / Разное /

Языкознание как наука

Тысячи различных языков, существующих на земном шаре, объединяет главное – это человеческий язык, и при всех громадных различиях между языками, в них много общих черт. Именно поэтому можно дать определение языку «вообще».

Язык – это система фонетических, лексических, грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей.

К общим чертам человеческого языка можно отнести следующие:

1. каждый язык – достояние какого-либо коллектива и тем самым явление общественно-историческое;

2. язык – непременное условие развития культуры;

3. каждый язык – членоразделен;

4. каждый язык обладает обширным набором повторяющихся элементов и гибкой системой правил, по которым эти элементы соединяются в осмысленные высказывания.

Языковедение (языкознание, лингвистика) – наука, изучающая языки (в принципе – все существующие, когда-либо существовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем  самым и человеческий язык вообще. Как всякая наука, языковедение возникло в связи с практическими потребностями, но постепенно развилось в сложную и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера.

Частное языкознание изучает отдельные языки (русский, английский, узбекский и т.п.) или группу родственных языков (скажем, славянские языки). Оно может быть синхроническим и диахроническим. Синхроническое языкознание (греч. syn - совместно + chronos время, т.е. одновременность) описывает факты языка в какой-то момент его истории (чаще факты современного языка), диахроническое же (греч. dia – через, сквозь + chronos время, т.е. разновременность) – прослеживает развитие языка на протяжении определенного отрезка времени. Разновидностью диахронического языкознания является сравнительно-историческое, выясняющее путем сравнения родственных языков их историческое прошлое.

Общее языкознание занимается общими особенностями человеческого языка. Оно исследует сущность и природу языка, проблему его происхождения и общие законы его развития и функционирования, оно также разрабатывает методы исследования языков. В рамках общего языкознания выделяется типологическое языкознание, которое осуществляет сопоставление как родственных между собой, так и неродственных. Это сопоставление направлено на выяснение общих закономерностей языка. Так, учеными выявлены и сформулированы языковые универсалии – положения, действительные для всех языков мира (абсолютные универсалии) или для значительного большинства языков (статистические универсалии).

Абсолютными универсалиями являются:

1.                 Во всех языках существуют гласные и согласные звуки;

2.                 Во всех языках люди говорят предложениями;

3.                 Во всех языках есть имена собственные;

4.                 Если в данном языке существует различие по грамматическому роду, то в нем обязательно существует различие и по числу.

Пример статистической универсалии: почти во всех языках в местоимениях различаются не менее двух чисел (искл.: древний и современный яванский).

Прикладное языкознание решает как частные задачи, так и общие. К общим относятся: создание и усовершенствование письма, обучение чтению, письму, культуре речи, неродному языку, создание систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирования и реферирования информации, создание систем, обеспечивающих общение человека с машиной на естественном языке.

Взаимодействие языкознания с другими науками

Языкознание связано со многими науками, гуманитарными и естественными.

1.                 Так как язык – это, в первую очередь, коммуникативная система знаков, то наиболее тесные связи у языка с семиотикой – наукой об общей теории знаков. Семиотика изучает любые знаковые системы: как простейшие типа кодов, так и более сложные (знаковую природу географических карт, чертежей, пальцевую технику глухонемых), и, наконец, знаковую систему языка. Разработка общих положений семиотики во многом может облегчить работу языковедов по установлению знаковых закономерностей языка.

2. Язык – явление общественное и потому наука о языке связана с рядом общественных наук, и, прежде всего, с социологией – учением о строении общества, его функционировании и его эволюции. Социология может многое дать лингвистике, так как тот или иной язык используется различными социальными объединениями, как отражается на языке разделение и объединение социальных общностей, переселения племен и народов (миграция), образование территориально-социальных групп в пределах одного языка (диалекты) или между разными языками (языковые союзы).

3. Так как язык неразрывно связан с мышлением, то наука о языке связана с логикой – наукой о законах мышления и о формах мысли. Хотя языковые явления далеко выходят за пределы логики, тем не менее такие логические определения, как понятие, содержание, объем необходимы лингвисту.

4. Так как языкознание имеет свои предметом не только язык, но и речь, а речь – это психофизический процесс, то естественно ставить вопрос о соотношении языкознания с психологией и физиологией.

5. Так как язык – это «первоэлемент», «основное орудие» и «материал литературы» (М. Горький), языковедение в ряде точек соприкасается с филологией.

         6. Так как наша речь воплощается в звуках, важные области языковедения связаны с акустикой – разделом физики, изучающим звук, а также с анатомией и физиологией органов речевого звукообразования в человеческом организме.

7. Языковедение связано с психологией. Она в свою очередь изучает мышление человека как процесс, так же, как и чувствования, и другие проявления его человеческого поведения. Связь двух данных наук определяется тем, что, изучая язык, лингвист должен считаться с данными психологии, хотя речь лингвистом изучается не так, как психологом. 

8.  Так как речь связана с высшей нервной деятельностью, ее нормальной физиологией и патологией, т.е. нарушением речи, афазиями, то речью занимаются представители медицины: психиатры, дефектологи, логопеды. В частности, изучение речи глухонемых и глухослепонемых очень много дает лингвистам не только для понимания нормальной речи, но и для изучения структуры языка и его функционирования.

         9. Несомненна связь языкознания с этнографией, наукой, изучающей быт носителей того или иного языка или диалекта (жилище, утварь, одежда, орудия производства, а также верования и суеверия и т.д.). 

         10. Изучение вымерших древних языков и определение их носителей, их ареала, т.е. области их распространения, их миграций (переселений) и т.п. связывает лингвистику с археологией, наукой, которая изучает прошлое человеческого общества по обнаруженным при раскопках памятникам материальной культуры. При обнаружении недатированных памятников письменности выработанная археологами датировка находок по слоям глубины раскопок может помочь для определения времени создания данного письменного памятника, и, наоборот, датированные письменные памятники уточняют археологическую хронологию.

11. Языковедение очень тесно связано с  историческими науками. Лингвистические данные проливают свет на те или иные события для историка, а данные истории помогают лингвисту точнее локализовать те или иные факты в истории языка.

12. География непосредственно с языком не связана, но географические факты могут оказаться и факторами лингвистическими. Так, особенности горного ландшафта в Дагестане, на Памире и т.п. служат предпосылкой наличия очень малочисленных по количеству носителей языков; моря и океаны служат препятствием для языковых контактов (например, языки небольших островов Тихого океана) и т.п., но и географы заинтересованы в содружестве с лингвистами, особенно это ясно на почве такого прикладного дела, как картография, где все «надписи», т.е. названия физико-географических объектов (моря, реки, острова) и объектов политических (названия стран, населенных пунктов), прежде всего подлежат ведению лингвистов, которые разрабатывают правила подачи и передачи географических названий на карте.

13. Лингвистика связана и с математическими дисциплинами. Так, выделяется математическая лингвистика, но это не особая лингвистика, а лишь применение к языковым явлениям математических методов.

14.  И, наконец, лингвистика связана с кибернетикой, наукой об управлении. Так, «машинный перевод» – производное содружества лингвистика и названной науки. Машины могут перерабатывать информацию, переводить ее с одного языка на другой, могут сами обучать, что и применяется в современной нам педагогике.

Просмотров: 4936 | Дата добавления: 08.02.2016