Происхождение письма нельзя смешивать с происхождением конкретных языков: происхождение языка и языков значительно древнее, чем происхождение письма и письменностей. О происхождении языка мы строим только более или менее вероятные гипотезы, происхождение же письма и письменностей всегда исторически конкретно и датировано эпохой, веком, даже годом и днем, потому что письмо – это зримая, ощутимая форма языка, и оно запечатлено на предметах материальной культуры, сохранившейся до наших дней, - на стенах жилищ, на сооружениях, на скалах, на орудиях труда и т.д.
Нужно также различать происхождение письма вообще и конкретного вида письменности: письмо возникло раньше и начало свое берет в первобытном рисунке, следовательно, в искусстве; письменность же всегда является уже условной и специальной системой письменных знаков, способных передавать не форму событий, а отвлеченное содержание. С возникновением письма начинается только художественная история человечества. С возникновения письменности начинается история конкретного народа, становятся известными имена героев, названия территории, содержание событий и дат.
Многие народы получили письменность на наших глазах: так, в 20-30гг. прошлого столетия в Советском Союзе впервые стали писать около 30 малых народов и наций. История этих народов началась с начала их письменности. До письменности были только легенды да ископаемые остатки материальной культуры. В письме люди закрепляют свой общественный производственный опыт и передают его последующим поколениям – в этом великая социальная роль письма.
2. Мы уже сказали, что письмо начинается в рисунках, т.е. первое письмо сливалось с искусством, было искусством. Если непосредственно материальная природа что-то значит для человека, говорит ему о самой себе, то и рисуночная копия ее тоже была значащей: в рисунке человек вспоминал, воображал, то есть мыслил уже очень отвлеченно, он даже фантазировал, создавал не только действительное, но и желаемое. Первобытный рисунок, следовательно, сразу возникал и как искусство, и как своеобразная коммуникативная сфера. В таком соотношении письмо и развивалось, все более, правда, утрачивая признаки искусства и усиливая коммуникативности, т.е. оно все более становилось письменностью – второй формой языка. Первая форма – звуковая.